kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Categories:

«Жемчужины Нагорной проповеди: о главном в христианстве»

Из почты:


«Здравствуйте, о. Валентин.

В Санкт-Петербурге существует Общество памяти о. Ианнуария, которое занимается, в том числе, изданием книг почившего в 2017 году профессора. После его смерти издано уже 4 книги.
Последняя изданная нами книга ("Жемчужины нагорной проповеди: о главном в христианстве") - наиболее долгожданное и ценное издание. Этот текст сам о. Ианнуарий называл как лучший свой текст. Книга вышла в издательстве "Никея".

Вот ссылка: https://nikeabooks.ru/catalog/book/zhemchuzhiny-nagornoy-propovedi-o-glavnom-v-khristianstve/

Книга рассчитана на широкого читателя. Предисловие написал современный писатель Е. Водолазкин. Книга получила гриф Издательского Совета ("Рекомендовано к публикации").
Нам хотелось бы, чтобы об этой книге узнало как можно больше читателей. Память о нём еще жива и издание его книг - свидетельство нашей памяти об учителе, популяризация его трудов и идей."


Предисловие к книге архимандрита Ианнуария (Ивлиева)
«Жемчужины Нагорной проповеди: о главном в христианстве».

Эта книга написана архимандритом Ианнуарием Ивлиевым (1943–2017). Она – если не для всех, то для очень многих: верующих и неверующих, христианских богословов и «практиков», историков и филологов. Для лириков и, конечно же, физиков – если вспомнить об образовании отца Ианнуария, окончившего физический факультет Ленинградского (тогда) университета. Темой научных занятий будущего богослова было исследование физики околоземного космического пространства. Понятно, что после такой физики должна следовать метафизика. Это закономерное движение от околоземного пространства к Небесам.
Книга отца Ианнуария посвящена Нагорной проповеди – самым, может быть, дорогим словам Евангелия от Матфея: словам, сказанным самим Христом. Это живая и прекрасная речь. Не умствование, не скучное назидание, а исполненный высокой простоты и понятный слушателям рассказ о том, как спастись. Рассказ Спасителя о спасении.
Я говорю о высокой простоте, которая, разумеется, совсем не проста. Это та очевидная истина, которая в своем развитии прошла через великую сложность. Рассматривая Нагорную проповедь слово за словом, автор книги показывает, как из области общественного нравственные предписания переводятся Христом в сферу персонального. То, что прежде в силу исторической необходимости было обращено к народу, становится обращением к человеку.
Ветхий Завет дает как бы достаточное условие для достижения гармонии с Богом, Христос же формулирует это условие как необходимое, как отправную точку для движения вверх. Ветхий и Новый Заветы в Нагорной проповеди неразрывны, как неразрывны (вспомним митрополита Илариона) Закон и Благодать.
Говоря о предназначенности издаваемой книги самым разным читателям, я имею в виду, среди прочего, то внимание, которое автор уделяет письменной традиции Нагорной проповеди. Так, отец Ианнуарий, историк и филолог, разъясняет читателям, отчего Бог Вседержитель, а не Всесильный, как так случилось, что в ранних рукописях некоторые тексты короче, чем в поздних, и почему «аки тать в нощи» – вполне допустимое сравнение.
Перечисляя возможных читателей книги, я упомянул и о неверующих. Разве не согласятся они с так называемым «золотым правилом», составляющим квинтэссенцию Евангелия: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12)?
Могут возразить, что подобный императив существует и у нехристианских народов: не делай другому того, чего не желаешь себе. Конечно, существует, и автору это хорошо известно: «“Не причиняй вреда другим, если ты не хочешь, чтобы тебе причиняли вред” – это элементарный правовой принцип: не убивать, не красть, не вредить для основной массы людей не так уж и трудно. А вот “золотое правило»” в положительной форме – “делай другим то, что ты хочешь, чтобы делали тебе” – это уже не элементарно. <…> Если у человека есть автомобиль, то закон может заставить человека ездить так, чтобы не причинять кому-либо вреда на дороге, но никто не может заставить его остановиться и подвезти по дороге усталого путника. В этом разница между “не делай” и “делай”».
И последнее. Помимо всех своих несомненных достоинств, книга еще просто хорошо написана. Это – для «лириков», к которым я некоторым образом отношусь.

Евгений Водолазкин».


P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на kalakazospb@gmail.com
Tags: Ианнуарий Ивлиев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments