kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

Так, как я, думают многие...

Из Чаплинской нетленки:


О церковной реформе...


1 января, 2016

Революция началась, о други мои,
предложения о неотложных церковных реформах
от честного протопопа Всеволода Чаплина:

pravoslav_pol: "Друзья, перейдем к конкретным вопросам и предложениям. Надо восстановить связь между местными общинами и процессом выбора священников и епископов. Предлагаю добиться следующего.
1. Кандидаты в настоятели и клирики конкретной общины должны предлагаться только этой общиной. Если кандидатов нет – то соседними общинами, в крайнем случае - епархией. Образовательный уровень должен учитываться, но гибко (зрелый мужчина, имеющий достаточно реальных знаний, часто гораздо лучше 23-летнего выпускника семинарии). Избрание настоятеля или клирика должно происходить на приходском собрании, открытом для участия любого православного христианина. Правящий епископ должен иметь право отвода кандидата - исключительно по каноническим основаниям, которые он должен представить приходскому собранию. Делать это он должен лично, без права делегирования такой возможности даже викариям.
2. Кандидаты в правящие или викарные архиереи конкретной епархии должны предлагаться только этой епархией, без исключений (если кандидатов нет, епархия не может считаться жизнеспособной местной церковью). Избрание епископа должно происходить на епархиальном собрании - с участием всего клира, а также двух мирян от каждой общины. После избрания Синод обязан утвердить это избрание или сделать отвод кандидата на строго канонических основаниях, объясненных церковной полноте (и, конечно, опубликованных).
3. При отстранении клирика или епископа от служения должна иметь место такая же процедура – представление строго канонических оснований собранию прихода или епархии, голосование там, учет этого голосования. Впрочем, в данном случае последним должно быть слово «надзирающей инстанции» - правящего архиерея или Синода.
Подобные идеи о выборности периодически всплывали в Межсоборном Присутствии, но были заблокированы без подробного обсуждения. Впрочем, предложения были довольно вялыми. На самом деле надо обеспечить полное исключение «внешних» назначений священников и епископов без воли общины.

Теперь о том, как этого добиться. Вопрос непростой – ведь придется менять Устав Русской Православной Церкви. Но начать надо с того, чтобы составить петицию о рассмотрении этих вопросов на ближайшем пленуме Межсоборного Присутствия, а также на об их всецерковном обсуждении. Петицию нужно опубликовать на change.org или в ином подобном месте (жду советов) и начать подписывать реальными именами. Если подпишет хотя бы 20-30 действующих священнослужителей из разных мест, их уже не передушишь индивидуальными репрессиями – система этого не выдержит. Авторитетные, известные миряне тоже были бы полезны как «подписанты». Выпуск такой петиции практически гарантирует рассмотрение вопроса – или моральную делегитимацию нынешнего церковного управления. На Межсоборном Присутствии многие будут за (о управлении им – чуть позже).

Прот. Всеволод Чаплин".
отсюда


О церковной реформе II


4 января, 2016

Протопоп Всеволод Чаплин – о квазипапизме "в ватиканском духе" в РПЦ:

"Поговорим о том, как избавить Святейшего Патриарха от принятия решений в количестве, которое не под силу ни одному человеку, даже такому работоспособному и интеллектуально состоятельному, как он (преемникам наверняка будет еще сложнее).
1. Устав Русской Православной Церкви предполагает, что Патриарх «наблюдает за выполнением архиереями их архипастырского долга по окормлению епархий», «преподает архиереям братские советы как относительно их личной жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае невнимания к его советам предлагает Священному Синоду вынести надлежащее постановление». Это в принципе не предполагает прямую административную власть над епархиями, равно как и принятие каких-либо решений, находящихся во власти правящего архиерея. Его можно отстранить от дел решением Синода, но никто – ни Патриарх, ни кто-либо иной от его имени – не имеет права давать указания епархиям, какие решения принимать. Эту практику нужно исключить.
2. Согласно тому же уставу, «Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области. Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского». По факту, как известно, Патриарх управляет Москвой, митрополит Крутицкий – областью. Убежден, что управление Патриархом городской епархией, где существует почти 500 церковных общин, нереалистично при наличии других обязанностей Предстоятеля Церкви. Да, в Москве есть викариатства, и работают они неплохо. Но решения все равно должен принимать один человек. В итоге они затягиваются. Многие вопросы решить с викариями невозможно – они боятся ответственности, да и полномочия у них ограничены. Доступа к своему правящему архиерею у клириков практически нет. При этом Его Святейшество оставляет рукоположение священников только за собой, читает все отчеты викариатств и критикует их (иногда справедливо, иногда нет), порой отчитывая маститых иерархов как мальчишек. Иногда решения меняются в противоположные стороны по нескольку раз «харизматическим» образом. Следуя общей логике разукрупнения епархий, в Москве надо иметь либо около 10 полноценных епархий, либо 10 Патриарших наместников с полномочиями правящих архиереев.
3. Межсоборное Присутствие должно получить более коллегиальное руководство. Полагаю, что его заседаниями должны руководить сопредседатели – один архиерей, один священник и один мирянин, избираемые на два года без права переизбрания. Патриарх вряд ли должен вмешиваться в его работу.
В целом нормальным кругом полномочий Патриарха, в духе 34-го Апостолького правила, видится председательство на Соборах и в Синоде, представительство на высшем уровне перед властью, разрешение конфликтов, возможность давать братские советы архиереям, предстояние за богослужением, посещение епархий, внешние визиты. И, на мой взгляд, этого достаточно.
Необходимый для этого административный аппарат – 20 человек. Остальную работу могут нести епархии и Синодальные учреждения, беря ответственность на себя, а не апеллируя каждый раз, в ватиканском духе, к Предстоятелю Церкви.
Так, как я, думают многие. Можно, конечно, начать принимать коллективные обращения и разные постановления в поддержку существующего порядка, но – поверьте – на самом деле он не устраивает все большее количество архиереев, духовенства и мирян.
Прот. Всеволод Чаплин".
отсюда
Tags: Всеволод Чаплин, Королевство церковных зеркал, Последний патриарх
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments