kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

Наоборот, религиозный конфликт только раскочегаривался...

Мария Орлова:


"В Твери проходит международная научно-практическая конференция по истории православных братств. А местные православные всячески демонстрируют, что само понятие братства им чуждо. Сегодня в кафедральном Воскресенском соборе чуть ли не митинг прошел - хорошо, что уже после литургии. Хотя мог бы и прямо посреди литургии случится.
Митрополит Тверской и Кашинский Савва сначала благословил служить литургию на русском, и отца Вячеслава Баскакова - сказать проповедь о православных братствах. Но тут истинно православная община собора решила занять оборону против «кочетковцев», и написала воззвание, опубликованное блогером kalakazo. Воззвание подхватили и расширили тверские батюшки, мало что знающие о братствах, но твердо усвоившие во времена владыки Виктора, что это «секта какая-то».
В общем, сам Савва, чтобы еще раз не оказаться в центре хейтерства из-за «настоящего православного» церковнославянского языка, ушел в отпуск. Литругия служилась на ЦСЯ, как обычно. На русском только Евангелие прочитали, и еще - сразу после евангельского чтения была проповедь, чтобы народ не забыл, о чем речь шла (а речь шла о мытаре Закхее, между прочим). Однако народ был настроен подраться за свои убеждения, и успокаиваться намерен не был. Наоборот, религиозный конфликт только раскочегаривался: и те, кто не знали о том, что «еретики» пришли, узнали. Старенькая монашка, прислуживающая в храме, в начале службы расцеловала отца Вячеслава Баскакова, поскольку знала его с юности, и очень ему сопереживала. А уже после литургии (между прочим, причастившись) она обзывала его «еретиком» и грозила кулаком. Как говорил Ян Гус старушке, подкинувшей полешко в костер, на котором его сжигали: «О, святая простота!»
Община Воскресенского собора боится, что собор захватят «кочетковцы», поставят настоятелем отца Вячеслава и заставят их молится на русском. Это, конечно, чепуха на постном масле. Да, скоро кафедральный собор переедет в отстроенный заново Спасо-Преображенский храм, и владыка думал отдать Воскресенский собор расположенному рядом Христорождественскому монастырю (хотя куда монастырю такая махина - одно отопление сколько стоит!). Но кажется, сейчас митрополит настроен оставить все как есть. Разве что священников, которые служили в кафедральном соборе в очередь, наделил своими храмами. Отец Георгий Белодуров получил Никитскую церковь в Затверечье, отец Михаил Беляев - кладбищенский храм Лазаря Четверодневного… Удивительно, но и батюшки, и прихожане недовольны.
Когда я приехала к Воскресенскому собору, прихожане, которых я помню с самого начала 90-х, по очереди давали интервью на неопознанную мною телекамеру. Я послушала, какие у них аргументы. «Епископ - самый главный, пресвитер - его представитель, а миряне должны молчать и ничего не решать, только слушаться». Любопытно, что при таком безусловном авторитете епископа Савву они сегодня предполагали подвергнуть обструкции. С предыдущим владыкой Виктором эти люди даже не пытались вступать в диалог, поскольку Виктор такие формы общения не любил. В соборе могли служить явные содомиты, и уже точно, мздоимцы - это никого не смущало.
А тут нынешний архиерей начал диалог с прихожанами, и прихожане решили высказать ему всю накопившееся у них во головах «богословие». «Богословие» это имеет изначально порочное происхождение. Когда в 1990-е люди, абсолютно забывшие религиозную традицию, начали активно воцерковляться, примеров православия перед глазами было немного. Древние темные старушки, которые сумели пронести народную веру сквозь годы гонений просто по причине своей простоты и темноты (отсюда «дресс-код» православных тетенек - платок и юбка в пол, именно от одежды деревенских старух позднесоветского времени). И попы с Западной Украины, ярким представителем которых был владыка Виктор - воспринимавшие себя как ремесленника-требоисполнителя, такого специалиста по бытовой магии для тех же деревенских старух (отпеть, покрестить, освятить, без лишней философии). Предыдущему митрополиту Тверскому и Каширскому Виктору «захожане» были нужнее, чем прихожане. И поэтому он боролся с местным православным братством всеми силами, произносил против них гневные проповеди, из которых тем, кто их слушал (а говорил Виктор очень невнятно, с сильным украинским акцентом), было понятно только то, «кочетковцы - это сектанты». Поскольку «богословие» 90-х подразумевает, что надо как можно меньше вдумываться и узнавать о чем-то подробнее, а читать можно только святых старцев и про чудеса, народ и не углублялся, что это за люди, которые иногда стоят в храмах с книжечками, и следят за ходом литургии. Очень большая часть прихожан стоит на литургии просто ничего не понимая, и принимает за благодать чувство физической усталости после непонятного действа. А эти, глянь, как не русские - понимать хотят!
История православных братств, которой посвящена открывшаяся в Твери конференция - это как раз попытка объединения мирян для большего понимания сути христианства. Для этого же - церковно-русский язык богослужения. Я была на такой русской литургии, когда ее служил владыка Савва: при том, что я знаю и люблю, как и сам митрополит, литургию на ЦСЯ, меня этот перевод ничуть не покоробил, все очен достойно и красиво. Православные всего мира служат на национальных языках, и только русские считают свой язык недостойным быть языком богослужения, используют искусственный язык, созданный Кириллом и Мефодием на базе староболгарского.
Ну да ладно, дискуссию о богослужебном языке можно вести бесконечно. А теперь хочу сказать о том, что считаю своей личной бедой. В Воскресенском соборе сложилась община людей, пришедших в Церковь тогда же, когда пришла я. Я часто ходила туда в начале и середине 90-х, и почти все лица постоянных прихожан мне знакомы с тех самых пор. Но никогда, НИКОГДА, эти люди со мной не здоровались! Помню как-то случайно поздоровалась с одним очень знакомым с виду мужичком на улице - так он в ужасе отшатнулся. Начала вспоминать, откуда я его помню, вспомнила, что в один храм с ним лет 10 хожу. Разговаривать, да еще как, эти мужички начинают только в одном случае. Несколько лет назад как-то ехала мимо Воскресенского собора, и решила зайти на службу, но была в брюках и без платка («Лучше ведь зайти в храм, чем проехать мимо из-за брюк?» - подумала я). И вот тут-то один нестарый прихожанин мужеска полу на меня наехал так, что слабо не показалось. «Бабы в портках и простоволосые» - вот основное зло, с которым надо бороться. А вы говорите, любовь, братство, познание Бога…"

отсюда
Tags: Георгий Кочетков, Мария Орлова, Савва Михеев, Тверская митрополия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments