kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Categories:

Господь не дает нам заплыть жиром...

Протоиерей АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ:

вчера в 17:00


"«ДОСТОИНСТВО ХРИСТИАНИНА ПОЗНАЕТСЯ В ИСПЫТАНИИ».

О кризисе, и о его духовной пользе.

Конечно, дорогие друзья, это «рукотворный» кризис, связанный с инфляцией и удешевлением рубля. И только потому мы ощущаем эти болезненные изменения, что Россия искусственно интегрирована в мировую экономику и рубль не является, как некогда, самостоятельной валютой (он привязан к золотому запасу и полезным ископаемым, но пока связан с бумажным царством долларов.) Сегодня имеет место некая стагнация в движении финансов, многие теряют работу; нет свободного циркулирования денежных средств, соответственно – и товаров; предприниматели чувствуют, что не справляются с трудностями и вынуждены сокращать персонал. У людей возникает обеспокоенность, как прокормить детей, как выжить в этих обстоятельствах, когда у всех волнения, тревоги, напряжение душевных и телесных сил… Но можно ли извлечь из кризиса духовную пользу?

Прежде всего, если мы сравним положение России с Украиной (всё познается в сравнении!), если поймем, что «цивилизация моря» ведет войну против «цивилизации суши», Атлантика – против Русского мира, то «на войне как на войне». Люди, прошедшие войну, воспринимают жизнь как самый драгоценный дар и рады жить в стесненных условиях, «лишь бы не было войны». Так, после Великой Отечественной, в годы разрухи жили дружно в очень стесненных условиях и радовались тому, что есть возможность созидать, радовались каждому наступившему дню.

Поэтому, чувствуя, насколько хрупко равновесие, как легко темные силы могут устроить всемирный пожар, мы должны уметь благодарить Бога за всё и не роптать, не смущаться в этих обстоятельствах. Слава Богу, мы живем в мирных городах, хоть и не всё нам дается легко. Главное – уметь сохранять присутствие духа и быть вместе со всей страной. Когда ты объединяешься с жителями Донецка и Луганска, Дебальцева и Горловки, полностью разрушенных, тогда по-иному смотришь на собственные невзгоды и трудности. «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». И говорят, что Промысл Божий, пекущийся о нашем спасении, постоянно поставляет нас перед необходимостью взывать к Богу, просить Его о помощи, призывать Его святое имя.

«Без Бога не до порога», по очень точной и глубокой русской поговорке. Господь не дает нам заплыть жиром в комфорте, в расслаблении, но, попуская нам страдания, переживания, держит нас в спортивной форме, в боевой готовности. Мы открыты навстречу Божией благодати. «Сытое брюхо к учению глухо». Человек, умеющий довольствоваться малым, радующийся тому, что он провел этот день и не остался без Божией милости, живет трезвенно, не уходя в мечтательную сферу.

Действительно, мы должны извлекать духовную пользу из всего, подражая апостолу Павлу, который говорил: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке» (Флп. 4: 12). Думается, что в 1990-е годы мы переживали куда более тяжелые времена после разрушения Советского Союза, терпя унижение и порабощение страны. Сейчас всё-таки мало-помалу наша экономика развивается. И не только в экономике, но и в области культуры, в области духовного просвещения есть положительные изменения. Враг без борьбы места своего не уступит, но нам дана свобода бороться со всеми напастями, подтачивающими нашу государственность, нашу нравственность, и поэтому необходимо сохранять равновесие ума и сердца.

Самое, наверное, неправильное и печальное – это состояние безотчетной тревоги, страха, паникерства. Очень легко приобрести определенный склад неврастеника, человека, не умеющего пребывать в спокойном, благодушном, трезвом состоянии духа. Человек, внутренне кипятящийся, в котором идет «вулканический процесс», сам себе враг, он наживает несчастную склонность раздражаться по пустякам, терять самообладание, когда что-то происходит не по его воле; такой человек разрушает свою психику и сокращает годы, отпущенные ему на покаяние.

И поэтому в кризисные времена, когда затормаживаются определенные социальные, экономические процессы, нужно прилежно учиться самообладанию и спокойствию. Ведь вокруг люди раздражены, обеспокоены собственным положением в мире, тем, как бы вытянуть лямку, как бы не порвалась лента маховика. Скудеют гостеприимство, бескорыстие, сегодня мало людей теплых по сердцу, умеющих приветливо и радушно пообщаться хотя бы три минуты. Морщины на лбу, взор настороженный, эгоизм возрастает: «своя рубаха ближе к телу», «моя хата с краю», «не нужно на меня навешивать ваших проблем, своих хватает…» Люди становятся жесткими, неразговорчивыми, скудеет любовь, предполагающая противоположное умонастроение: умение спокойно выслушать человека, потерпеть его; скрепя собственный дух, сказать ему теплое слово. И те, кто выработает в себе олимпийское спокойствие, умение не терять мирного настроения из-за перечисленных мною неприятностей, сохраняют благожелательность, не смущаются, не соблазняются чужими недостатками, говоря: «Всё бывает, хозяин барин, каждый проживает свою жизнь, делает свой выбор, я не должен лезть на стенку из-за таких странностей характеров, меня окружающих». Если человек действительно ставит своей целью стяжать ясность ума и мирное сердце, Бог ему помогает. Незаметно количество переходит в качество; душа видит, как на голый скелет Он наращивает плоть, и душа чувствует, что ей приоткрывается тайна спасения. А в чем она? В наших личностных качествах, в устроении нашей души, в направлении наших помыслов.

Мне, например, очень тревожно за людей, которые 30 лет ходят в храм, для них нет секретов в церковной жизни, они участвуют в таинствах, но сделайте продольный срез, загляните за пазуху – а там всё, кроме Христовых добродетелей. Эти добродетели суть молитвенная обращенность к Богу, скромное суждение о самом себе, умение тайно укорять себя в неприятных обстоятельствах, теплота, благожелательство. Жалость, сострадание – это самое спасение, если человек укоренен в подобной атмосфере сердечной. Радость – плод благодарения Бога за скорби, вера в то, что Бог о тебе печется и восполняет недостающее.

К сожалению, сейчас мало людей, кто действительно, а не притворно работает над спасением своей души, кто свою душу любит и почитает ее сокровищем в очах Божиих. Больше фразеологии, больше стремления учить, назидать, просвещать, но при этом удивительное легкомыслие относительно своего бессмертного духа. По чему мы можем об этом так строго судить? По плодам. Потому что человек – это дух, человек – это определенный стиль и образ мышления, это определенная атмосфера, которую он так или иначе распространяет вокруг себя. И поэтому мало избирающих узкий путь. Как говорит апостол Павел, некоторые «поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся» (2 Фес. 3: 11).

Кризис, я думаю, нам должен помогать. Достоинство христианина познается в испытании; когда тяжело, тогда наружу вылезают твои подлинные, тебе присущие свойства и качества. Каждый из нас в течение жизни их проявляет, в них утверждается и сам подводит знаменатель. А под знаменателем – либо погибель, либо спасение. Поэтому будем, друзья, радоваться тому, что живем в России. Россия у всех на виду, у нее много врагов, но с нами Бог! Поэтому с христиан сегодня особый спрос.

Протоиерей Артемий Владимиров".

отсюда
Tags: Артемий Владимиров
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →