"Возрождение Таинства Слова
Прот. Александр Шмеман называет литургию оглашенных Таинством Слова. В центре литургии оглашаемых — слово Божье и проповедь на него. Литургия Слова и Литургия верных неразрывно связаны между с собой, они не просто механически склеены. О. Александр говорит, что без Причастия Писание становится доктриной, а без Писания Причастие становится магическим актом. Если первый случай — проблема протестантизма, то второй — Православия. Как так получилось, что из христианского богослужения выпала проповедь? А ведь в большинстве храмов именно так. Проповедь говорится уже после службы, значит, она не является частью литургии. Писание же в случае полного непонимания слушающими, по сути дела, тоже исключается из службы. Апостол Павел об этом хорошо говорит, что если твои слова никто не понимает, то это слова на ветер. Надо признать, что сейчас Таинство Слова в большинстве литургий в РПЦ отсутствует. Его просто нет. И если благодарение хотя бы в алтаре приносят (хотя люди в храме, получается, не участвуют и в Таинстве Благодарения, то Таинство Слова очень часто не совершает никто. Поэтому чтение Писания на русском, которое благословил патриарх, — это борьба за возрождение литургии, за оживление ее первой части — Таинства Слова.
Больше всего поражает реакция фундаменталистов, которые видят угрозу в чтении Писания на русском. Тут вообще никакой логики не вижу. Ладно, кому-то чисто эстетически нравится больше молиться на ЦСЯ: можно запомнить значение каких-то по-крайней мере самых распространенных молитв. Но весь литургический лекционарий-то на ЦСЯ не выучишь! И я прекрасно знаю, что почти никто из них ничего не понимает. Но при этом страшная война за…. НЕПОНИМАНИЕ. При этом никто не держит при себе русского перевода, все просто НИЧЕГО не понимают. И им это нравится. И за это они готовы учинить в церкви раскол.
Поэтому все те, кто ратует за возрождение русской церкви, конечно же, должны способствовать тому, чтобы Писание читалось на русском. Конечно, это только первый шаг, который без всех остальных шагов потеряет всю свою ценность. Далее надо возрождать проповедь на Писание. Как минимум, всегда можно словами объяснить суть прочитанного, потому что понятно, что Писание и на русском не всегда вразумительно (особенно Апостол и паремии, о чем и патриарх Кирилл говорил в своем докладе). Это вполне может делать и мирянин. Важно, чтобы было две проповеди: на Апостола и на Евангелие. Я пока знаю, только один храм, где читаются две проповеди после каждого писания. Пока даже там, где проповедуют после чтения, обычно это делают после Евангелия. Повторюсь, что даже если в храме нет талантливого проповедника (например, один священник и не особо красноречив), то просто разъяснение прочитанного — уже очень хорошо".
Я вам так скажу - это прекрасно, что вы нашли свою церковь, в которой две проповеди (две - афигеть!). Это настолько радостно, что не могли бы вы по поводу этой вселенской радости оставить всех остальных в покое и никому ничего не навязывать?"
"После 20 лет чудовищного возрождения России и вставания с колен, и: интеграций, инноваций, ренноваций, стабилизаций, индексаций - Россия превратилась в гиганскую помойку с руинами, кладбищами, пустырями, и городами призраками".
Я о Церкви спрашивала. И вы не этот аноним, у этого все предложения безличные - 'нужно-важно'. Мне ещё интересно и про 'литургическое возрождение'. Что литургия тоже мертва, что ее 'возрождать' нужно?"
отсюда