?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Отметить Next Entry
Собирание камней...
Пиллигримство
kalakazo
Осьмнадцатой век для отечьего дворянства -
эпоха сознательного, всё одно как из гнезда, 
выпадения из "веры отцов",
тонкой вольтерьянской насмешки
над верой народа, как известно "кланявшегося доскам",
первыя притягательно заразительныя  уроки  сословного афеизма:
"Помню, что,  когда  мне  было  лет  одиннадцать,  один  мальчик, 
давно умерший, Володинька М.,
придя к  нам  на воскресенье,
как последнюю новинку  объявил нам открытие, сделанное  в гимназии.
Открытие состояло в том, что Бога нет 
и  что всё,  чему нас учат, одни  выдумки.
Помню, как старшие братья заинтересовались этою новостью,
позвали  и  меня  на совет. 
Мы  все, помню, очень оживились  и  приняли это
известие как что-то очень занимательное и весьма возможное..."
http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0440.shtml .
То была неистощимая на выдумку эпоха
духовного   расточительства,
душевного мотовства,
время досужего церковного реформаторства,
"упразднение" монастырское,
ради порою раздачи новых наделов
"попавшим в случай" фаворитам,
монархического церковноборства:
ведь на то она и "вера",
чтобы не более как
низы содержать в послушливой узде закона.
То было ещё и времячко
молчаливо соглашашавшейся
на рубку себя под корень,  
во всём покорной властям
синодальной церковности,
при негодующем несогласии
пожалуй токмо единственной "белой вороны" - Арсения Мациевича,
также единогласно и преданной Синодом
на голгофное поругание...
В самой Церкви святоотечий колодезь
истоков православия
был забвен и заглушен,
и его в бурсах   штудировали и зубрили
по переложению иноверных преданий,
и процветало сие православье порою
уже новомодно
кривлякно жеманными соцветиями
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post15815619/.
"История русской души осьмнадцатого века еще не написана.
Мы знаем из нее только отрывочные эпизоды.
Но и в них так ясно слышится и отдается эта общая усталость, и боль, и тоска..."
http://www.vehi.net/florovsky/puti/04.html
То было время разбрасывания  камней,
и их мучительное собирание,
тесание одичалого "просвещённого" сердца
исходило из порою дивных истоков
 http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post15873867/ .
Из древа русского масонства
и берут своё начало
последующия отечьи искания 
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post15815410/...


  • 1
Воля Ваша, а мнится мне, сударь, что несколько несколько вы всё "подгоняете под планку". Жизнеспособные обители, например, никто не закрывал. Те обители, что могли как-то самостоятельно существовать, были включены в систему монастрыских "штатов". Те же, что годами "без пения стояли" - были переведены в приходы, причём при многих из них строялись богадельни, каковой название более приличествовало подобным учреждениям, нежели монастырь. Время это было ознаменовано не столько отказом от веры, сколько поиском ея смыслов. И ежели синодальное казённо-гонительное исповедание сонно немотствовало - находились уные учители... Многие исследователи полагают, что середь простонародья весьма значительная часть тяготела "по старой вере", а ежели нет - организовывалась в хлыстовские "корабли" и уж сама, как знала, окормлялася к тому, что разумела под спасением.
Что же до святителя Арсения, то в своей ревности о церковных владениях - был он подобен, скорее, аглицкому Джону Фишеру, жившему двумя столетиями раньше.

плетения афинейские

Если бы тишайшему царю Петру Алексеевичу попустил Господь пожить подоле - трудно сказать, чем бы всё дело кончилось. Известен факт, что с его смертью рассыпан был набор люторского служебника и большого мартышкиного катехизиса...
Вера, вестимо, была б не "отчья", но и страна, несомненно, была бы уж иной... На всё воля Божия или Его же - врагу попущение.

.А судьи кто?

Экой, батенька, Вы мне хладной ушат водицы студённой
на мою горячу то головушку вылили то.
Недаюте погрезить о златом веце нашего Православия.
К сожалению, вряд ли та чиновна "реформа сверху"
пошла на пользу монастырской жизни нашей.

умерла, так умерла

Ай, во всём-то правы Вы, любезный, а вот только того учесть не изволитя, что выбор в отечествии нашем бедовом бывал не всегда между плохим и хорошим, но чаще того - меж плохим и худшим того во сто крат. Чиновник же, чернильна душа, своё дело делат - с него и впроса нет. А архипастыри-то с пастырьми где посещали?

  • 1