kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

КТО ХОЧЕТ СТАТЬ СЕМИНАРИСТОМ?

В продолжение темы "Скандал в Сретенке..."


"КТО ХОЧЕТ СТАТЬ СЕМИНАРИСТОМ - ЧАСТЬ 1

Информация к размышлению
ЧАСТЬ 1

ВЫЗОВЫ ЦЕРКВИ
Около 3% россиян худо-бедно что-то знают о православии и стараются жить по вере. К Церкви много претензий, много людей относятся к ней негативно. У молодого поколения Церковь в ее современных проявлениях почти не востребована. Эпидемия и экономический кризис вынуждают весь мир перестраиваться и учиться жить по-новому.

Труднейшие задачи по проповеди и сохранению паствы стоят сегодня перед Церковью. Они требуют объединения усилий, слаженного использования всех доступных ресурсов (кадровых, материальных, финансовых, информационных) для решения этих задач, быстрого анализа меняющейся ситуации, честного и открытого поиска подходящих действий и средств, внимательного отношения к обратной связи священников и мирян, которые трудятся на передовой, оперативной корректировки своих действий, взаимной поддержки и солидарности. Отношения друг ко другу в духе евангельских заповедей, в конце концов.

Похожа Церковь сегодня на сплоченную команду, которая слаженно, бодро и дружно отвечает на эти вызовы в духе евангельских заповедей? И подаем ли мы нецерковным людям добрый пример?

Сами ответьте себе на этот вопрос.

РОЛЬ СВЯЩЕНННИКОВ
Ключевыми людьми в проповеди православия, присоединения людей к Церкви и воспитания людей в Церкви являются священники.

Священник рассказывает человеку о вере. Священник крестит, исповедует, причащает. Священник учит жить по вере. Священник собирает общину. Священник заботится о храме. Священник совершает богослужение. Священник помогает делами. Священник показывает пример исполнения заповедей о любви к Богу и любви к людям.

Чтобы верующих людей становилось больше 3% - нужны священники. Священников в России 40 000 человек. Много это или мало?

Средний батюшка может держать на себе 50 - 150 человек. Продвинутый – 300 - 500 человек. Перемножьте 40 000 на 500 – получите 2 млн активных прихожан. Включите сюда редко ходящих в храм – получите 5-10 млн верующих. При том, что окормлять нужно 80-110 млн человек, которые называют себя православными.
В Греции – 1000 на одного священника. В США – 1500 американцев на одного священника. Во Франции – 2500 французов на одного священника. В России – 6000 россиян на одного священника.

Священников в России должно быть в пять раз больше. Надо вырасти с 40 000 до 200 000. Какими темпами мы растем? По 400-500 священников в год. Такими темпами вырастем за 320 лет. Тем временем конкурс в семинарии падает…

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СВЯЩЕННИКОВ
Попал на богатый приход – живешь сносно. Попал на бедный приход – живешь бедно. Нашел спонсоров – молодец, хватит на себя, на стройку, на проекты. Не нашел спонсоров – не молодец. И чтобы ни происходило – плати взносы. За 30 лет самого благоприятного для верующих государственного режима в истории Церковь не обзавелась другими источниками доходов вроде церковных предприятий или доходного имущества. Поэтому жить нам без твоих взносов будет не на что.

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ СВЯЩЕННИКОВ
Детей рожай много, как положено. Поставили не другой приход, негде жить – снимай. Приход бедный, кроме священнослужения ты ничем зарабатывать не умеешь, жене работать некогда, она с детьми сидит – затяните пояса. Дети папу дома не видят и мало с ним общаются – не беда. Вот и получается, что дети священников часто, глядя на тяготы жизни папы и его семьи, не хотят идти по его стопам.

ЗАЩИЩЕННОСТЬ СВЯЩЕННИКОВ ОТ ВНЕШНЕГО МИРА
На слуху примеры, когда в случае несправедливых обвинений в адрес священника со стороны светских людей, свое же руководство его не защищает, а проявляет равнодушие или включается в травлю.

ЗАЩИЩЕННОСТЬ СВЯЩЕННИКОВ ОТ ПРОИЗВОЛА АРХИЕРЕЕВ
Делаешь что-то, что нам не нравится – пошлем на дальний приход. Ты там у себя что-то 20 лет строил? Не беда – мы доделаем, как сочтем нужным, не переживай. Спонсоры, которые тебе все это время помогали строить недовольны? Путь они тоже не переживают. Прихожане? Привыкнут. Проблемы с женой и детьми? Терпи".


"КТО ХОЧЕТ СТАТЬ СЕМИНАРИСТОМ - ЧАСТЬ 2

Информация к размышлению
ЧАСТЬ 2

КАЧЕСТВО АРХИЕРЕЕВ И СВЯЩЕННИКОВ
Русской Православной Церкви в современном виде 30 лет. Понятно, что без болезней роста не бывает. Так резкий скачок в численности священников подразумевает, что могли понабрать не самых подготовленных. Тем более, Гражданская война, Первая мировая, гонения на Церковь, Великая Отечественная, реформы 90-х значительную часть достойных мужчин выкосили. Да и советское время талантливым умным верующим людям не особо давали развиваться и поступать на служение Церкви. Поэтому есть достаточное количество священников, совершенно не готовых привлекать неверующих россиян к Богу и храму. Не обладают для этого необходимыми знаниями, навыками, личными качествами. А некоторые не только привлечь не могут, но еще и отталкивают так, что люди потом по 15-20 лет, а то и всю жизнь в храм зайти не могут. Так что способных священников гораздо меньше, чем 40 000.

Каждый подготовленный, активный, инициативный священник – на вес золота.

Так ли к бережно к нему относятся?

ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ПОДГОТОВКА СВЯЩЕННИКОВ
Досадно, что за долгие годы не было замечено ни одной хоть сколько-нибудь серьезной внутрицерковной дискуссии о том, какие вызовы сегодня стоит перед Русской Православной Церковью, какими должны быть пастыри, чтобы Церковь смогла этим вызовам ответить, как должно выглядеть образование и воспитание в семинарии, чтобы семинаристы выходили готовыми к пастырскому служению среди современных россиян.

Чем их привлечет к Богу священник, выпустившийся из Сретенской семинарии под новым руководством? Елеем, официозом, церковнославянизмами, наукообразием и заигрыванием с другими конфессиями?

Где предметы, которые научат священника тому, чем по факту будет заниматься, когда приступит к служению в современных условиях?

Какой модели отношения к людям его учат в семинарии и Церкви? Как в армии или как к человеку, которому Бог дал дар свободы?

Чему научит нынешнее руководство семинарии будущих священников? Быть искренними, живыми, честными и внимательными к людям, или лицемерно говорить о любви, смирении и послушании, сохранении созданного, а потом планомерно рушить то, что не нравится, решать свои задачи за счет других людей, совершенно о них не заботясь?

Проявляют ли к ним отеческую заботу, внимание, развивают, терпеливо воспитывают, поддерживают, ведут после выпуска или просто учат становиться безропотным винтиком системы?

ОТНОШЕНИЕ К СВЯЩЕННИКАМ В ЦЕРКВИ
Прав у священника по отношению к архиерею примерно столько же, сколько у крепостного по отношению к барину. Повезло с архиереем – будет заботиться и помогать. Не повезло – будет препятствовать и вредить. Семинаристов, видимо, тоже хотят заткнуть, чтобы не отсвечивали. А если что-то говорят – сразу обвиняют в бунте, несмирении и непослушании.

УМНЫЕ ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
Многим умным людям хочется быть верующими. Немногим умным людям хочется трудиться в церковных структурах. И совсем немногим людям хочется стать священником, становясь заложником часто совсем неумных и недобрых внутрицерковных взаимоотношений.

Умные люди инициативны, активны, критически мыслят, ищут новые пути решения старых задач. Они не хотят бездумно подчиняться, они знают себе цену, требуют к себе порядочного человеческого отношения, могут покритиковать и действия архиерея, и патриархии, они неудобны, непонятны, они могут допекать новыми предложениями по улучшению церковной жизни, они пробуют новые способы, ходят по непроторенным дорожкам, пугающим тех, кто привык действовать по накатанной. Они неудобны, но они приносят добрые плоды.

Рады ли сегодня таким кадрам в епархиях Русской Православной Церкви?

Готовы ли принимать свободных, независимых по-другому мыслящих людей и привлекать их к труду на благо Церкви?

Готовы ли их терпеть рядом с собой? Или предпочитают исполнителей, которые, превратно понимания послушание и смирение, всегда сделают, что попросишь, и не дерзнут говорить что-то поперек, даже если видят, что это не на пользу Церкви?"


"КТО ХОЧЕТ СТАТЬ СЕМИНАРИСТОМ - ЧАСТЬ 3

Информация к размышлению
ЧАСТЬ 3

КАК ПОСТУПИЛИ С РЕБЯТАМИ
В пылу решения своих личных и церковно-политических задач, все забыли о человеческой стороне происходящего.

Не взирая ни на успеваемость, ни на личные качества, поставили на ребят с кафедры церковно-славянского языка клеймо тройкой за магистерскую работу и выпустили в жизнь с «благодарностью» родной семинарии, преподавателям, руководству, «полных энтузиазма» служить в трудных условиях и обреченных с болью вспоминать о произошедшем и тревожно обсуждать в чатах и на кухнях, что вообще в Церкви происходит.

Это отношение злой мачехи к нежеланным детям, а не любящего отца к своим сыновьям. Не вы их растили. Они вам не дороги. Как недорога и их судьба после семинарии. Не к вам они вернуться за помощью, советом и поддержкой в нелегкие моменты своего служения. Не вам они придут сказать спасибо вложенные в них силы, тепло и заботу.

Не нравится направление – ребята тут причем? Они добросовестно выполнили труд, на который их до этого ориентировали. Дали бы им выпуститься спокойно, а новое поколение, которое бы сами вырастили, воспитали, предъявляли к ним соответствующие требования по этим требованиям и судили бы.

Информация между ребятами распространяется быстро. Многие молодые абитуриенты после этого случая уже передумали поступать в Сретенку.

Кому за это сказать «спасибо»?".


"КТО ХОЧЕТ СТАТЬ СЕМИНАРИСТОМ - ЧАСТЬ 4

Информация к размышлению
ЧАСТЬ 4

ШОУ «КТО ХОЧЕТ СТАТЬ СЕМИНАРИСТОМ»
По аналогии с телевизионным «Кто хочет стать миллионером». В нем скоро возникнет потребность. Может, за 1 000 000 рублей кто-то и согласится на это подписаться. Желающих все меньше.

Представьте среднего молодого человека, который смотрит ролик про вступление в армию: «Не инвалид – возьмем. Не умеешь – научим. Хорошее жилье. Хорошее питание. Достойная зарплата. Ипотека. Военная пенсия. Станешь мужиком. Будешь защищать Родину…» Да, армия – это трудно, но хотя бы чем-то завлекают.

Представьте себе молодого человека, который смотрит рекламу про вступление в ряды священников: «Ты верующий? Ходишь в храм? Исповедуешься, причащаешься? Умудрился не начать жить беспорядочной половой жизнью до выпуска из школы? *тут подавляющее большинство ребят понимает, что это дальше им смотреть этот ролик не имеет смысла* Научим писать научные работы, слушаться, даже если начальник не прав, не обсуждать открыто проблемы Церкви и не предлагать новых решений. К служению готовить не будем – сам по ходу научишься проповедовать, исповедовать, строить общину, работать со всеми категориями населения на свете, зарабатывать деньги и содержать храм. Платить не будем или будем мало. В трудной ситуации – крутись, как хочешь. Будешь исправно платить взносы. И брать кредиты, если не получается. При атаке от внешних – скажем, что так тебе и надо. Если тебя обидит кто из церковных – можешь пожаловаться самому же обижающему. Детей воспитывай в свободное время, которого нет. Образование им давай на деньги, которых нет. Не справишься – пошлем на дальний приход. Будешь возмущаться – пошлем на дальний приход. Будешь недоволен действиями руководства – пошлем на дальний приход. Будешь публично это все обсуждать – пошлем на дальний приход. Зато сбудется твоя мечта – Богу послужишь!».

Кроме желания послужить Богу и помогать людям, пожалуй, ничем сегодня такая перспектива и не привлекательна. Препятствия на пути служения будешь встречать и от внешних, и от своих.

Что скажет после такого ролика молодой человек, если он верующий, церковный и более-менее сохранил чистоту? «Я, конечно, хочу послужить Богу и помогать людям… но лучше мирянином».

Жалко, что романтические устремления ребят, начитавшихся Евангелия и святых отцов, разбиваются о церковно-политические дрязги, сумасшедшую кадровую политику, застарелые болезни церковного управления, отсутствие возможности здоровой дискуссии для исцеления этих болезней, да и просто пренебрежение людьми. В том числе будущими и действующими священниками.

«По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Нас уже перестают узнавать…

Где нам в этих условиях брать новых священников? Вот такие у нас радужные перспективы возрождения Церкви…

P.S.: Написанное выше – личное мнение неравнодушного верующего человека, который немного в курсе ситуации. На это личное мнение имею право. Но остаюсь анонимным, чтобы не было проблем. Потому что площадки, где такие вещи без проблем можно обсуждать сегодня в Церкви нет. Только Telegram-каналы и анонимные комментарии. Краски местами сгущаю, чтобы задумались. Будем надеяться на помощь Божию и на то, что испытания помогут церковным людям включить сердце и мозги. А ребятам – желаю закалиться и, несмотря ни на что, искренне послужить Богу. Аминь".

отсюда
Tags: Сретенская семинария, очерки бурсы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments