kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

† Архимандрит Серафим (Бобич)

Из утренней почты:


Владимир Николаев:

"Светлой памяти Отца архимандрита
Серафима (Бобич).

18 июня 2020 года, на 92 году жизни, в первую неделю Петрова Апостольского поста, после принятия Св. Христовых Тайн, ближе к полудни в своей скромной келье в Спасо-Вознесенском Елеонском монастыре в Святом Граде Иерусалиме, тихо отошел ко Господу замечательный пастырь Русской Православной Церкви Заграницей и один из ее старейших клириков, отец архимандрит Серафим (Бобич).
Ушел в жизнь вечную пастырь добрый, последний старец Святого Русского Елеона, ревностно отдавший служению Святому Русскому Православию более 60 лет жизни.




Архимандрит Серафим (Бобич) родился в Америке 15 января 1929 года в праздник Серафима Саровского, куда после революции эмигрировали его родители-карпатороссы. Священство батюшка принял в США, где окончил семинарию и был преподавателем. Отец Серафим в свое время подвизался монахом-насельником с именем Преподобного Серафима Саровского в Тихоновском монастыре в Пенсильвании Северо-Американской православной митрополии, где по сведениям, одним из его послушаний было копание могил на монастырском кладбище и сопровождение почивших насельников в «путь всея земли».
Однако, в 1970 году, когда Московской Патриархией Северо-Американской национальной митрополии была предоставлена автокефалия, иеромонах Серафим не захотел оставаться в новостильной автокефальной церкви, принявшей новый григорианский календарь. Он обратился к руководству РПЦЗ в США о приеме его в лоно Зарубежной Церкви, строго стоявшей на незыблимых канонах Святого Православия.
Иеромонах Серафим (Бобич) был принят в РПЦЗ епископом Лавром (Шкурла), будущим предстоятелем РПЦЗ, и был направлен по собственным прошениям, в этом же 1970 году, в Свято-Ильинский скит, от монастыря Пантократор, на Святую Гору Афон.
Прибыв на Афон, отец Серафим активно взялся за ремонт храмов и других скитских зданий, наняв для этого специальных мастеров и рабочих, и неукоснительно совершал все положенные богослужения. Уже в июне 1971 г. скитоначальник архимандрит Николай начал ходатайствовать перед администрацией Пантократора о назначении отца Серафима проигуменом – заместителем начальника скита.



В монастырь Пантократор поступили ходатайствующие письма и от канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ, но вопрос о назначении заместителя не решался. Архимандрит Николай, думая о будущем Ильинского скита, составил предсмертное завещание, где кратко изложил ходатайство о назначении отца Серафима игуменом скита. Этот документ поступил в канцелярию Губернатора Афона.
Добрые подвижнические труды отца Серафима по благоустройству Ильинского скита не прошли даром и через два года, в августе 1973 года, отец Серафим был поставлен игуменом Ильинского скита, куда прибыла комиссия эпитропов Пантократора и удостоила его сана архимандрита, выдав ему соответствующее о том удостоверение.



После этого, благодаря праведным трудам отца Серафима, резко усилилось значение Афоно-Ильинского скита и всей Русской Зарубежной Церкви на Святом Афоне, о чем радостно доложил Архиерейскому Синоду епископ Лавр, обрадовавший всех его Преосвященных епископов.

Но прошло два десятителетия, и к 1992 году в скиту осталось всего четыре насельника во главе с архимандритом Серафимом.
По информации русского иеромонаха Николая Генералова (антипросопа), игумен Серафим с братией отказались признавать новостильную Константинопольскую Церковь и поэтому не поминали на богослужении имя патриарха Варфоломея, что не могло не противоречить афонскому уставу. Вторая причина непоминовения Варфоломея заключалась в том, что Константинополь все сильнее и сильнее богоотступнически предавал Святые Каноны Вселенского Православия, чем доказывалось прямое возглавление Константинопольским патриархом антихристова экуменического мирового движения.
Игумена Серафима серьезно предупреждали, что насельников скита отправят со Святой Горы Афон, если они не будут поминать Вселенского патриарха. Так оно и случилось: в мае 1992 года Вселенский патриархат вместе с Афонскими духовными властями постановили заселить русский Ильинский скит греческими монахами из монастыря Пантократор.

Предварительно представители варфоломеевского патриархата и Кинота 7 мая того же года встретились и кратко поговорили с игуменом Серафимом. Он остался при своих убеждениях и наотрез отказался поминать на богослужениях имя патриарха Варфоломея за его еретическую деятельность, несовместимую с Канонами Святого Православия. В порыве гнева игумен Серафим, увидев прибывших беззаконно на территорию скита полицейских, справедливо обозвал экзархию резкими словами: "Иуды, антихристы, коммунисты".

В тот же день игумену Серафиму и другим насельникам скита варфоломеевцы дали один час на сборы и изгнали из территории скита. Монахов почти насильно посадили в две полицейские машины, отвезли их на главную пристань Дафни и далее на катере отправили за пределы Афона.

Из Уранополиса игумен Серафим позвонил игумену Русского Пантелеимонова монастыря иеромонаху Николаю Генералову и подробно рассказал, как его изгоняли из Святой Горы Афон.
Отец Серафим подтвердил, что он действительно называл экзархов «иудами», «антихристами», потому как они без суда и следствия творили явное беззаконие, ворвались как униаты в скит с полицейскими.
Отец Серафим добавил, что он мог бы закрыть ворота скита, но тогда полиции пришлось бы штурмовать скит силою. Однако развития такой ситуации игумен решил избежать.
Как и ожидалось, Свято-Ильинский Русский Афонский скит был заселен греками, русское имущество было ими нагло разграблено.
После печальных афонских событий изгнанный из Святой Горы архимандрит Серафим малое время жил в Сан-Франциско.
Из США по благословению руководства РПЦЗ он в 1992 году переехал в Святую Землю и поселился в Хевроне, в Свято-Троицком мужском монастыре, принадлежавшем тогда РПЦЗ до 1997 года. Здесь отец Серафим прикоснулся к древней библейской истории и поклонился Мамврийскому Дубу, свидетелю Араамова гостеприимства и христианскому символу деятельной любви к Господу и ближнему.
В Свято-Троицком монастыре отец Серафим подвизался около пяти лет, совершал установленные богослужения, а позже его и собратьев тоже и отсюда выдворили. Это случилось в 1997 году во время визита в Святую Землю Патриарха Алексия II. По данным прессы и очевидцев, палестинские власти захватили монастырь для последующей его передачи Московскому патриархату, причем, были избиты его насельники и игумения Елеонского монастыря Иулиания. Последнюю удалили из женского монастыря на горе Елеон, после чего матушка Иулиания покинула Иерусалим, уехала в Чили и ушла там в раскол.

Архимандрит Серафим оказался в женском монастыре на Елеоне, где ему благословлялось редко служить, а также благословлять монастырскую трапезу, читать синодики на службах, благословлять сестер.

Старец Серафим постоянно, до недвижимой немощи, посещал все уставные богослужения, во время которых находился рядом с Игуменским стасиди, в так называемом «мужском полукружии», особом месте в Спасо-Вознесенском соборе, где по традиции должны находиться мужчины-паломники, трудники и священники.

Впервые, я увидел его в 2010 году, на Пасхальные дни, в главном соборе обители, когда я посетил Елеонский женский монастырь в Иерусалиме. Моему взору предстал очень почтенного вида старец, убеленный аристократическими сединами и доброй улыбкой, читающий синодики.

Я сразу заметил, что в этом старце чувствуется старая, дореволюционная закваска русского пастыря еще той, старой царской эмигрантской России.

Отче был совсем немногословен, молился постоянно. Я заметил, как он аккуратно смотрит за свечами на поминальной Голгофе, чтобы огарки не расплавились в ячейки, как он назидательно делает замечания всем стоящим на богослужении рядом мужчинам, чтобы не допускать нарушений чинности богослужения.
За 10 лет посещения Святого Русского Елеона я не слышал, чтобы отец Серафим грубо и бесцеремонно накричал на кого-либо, или осудил, или вынес свою оценку кому бы то ни было. Никогда.
Тихий, скромный, улыбчивый, приятный старец вел надлежащую жизнь монаха-молитвенника. Жил крайне аскетично в отдаленной на окраине монастыря.
Когда отец Серафим мог свободно двигаться, он не сидел без физического дела: он брал метлу и совок и подметал всю территорию около своей кельи и дополнительно еще около курятника, который раньше находился в конце основной монастырской улицы.
Его единственной, так сказать, земной привязанностью было кормление кошек и птиц, которые окружали его келью со всех сторон, когда завидели, что к ним приближается их любимый седой старец с остатками пищи с монастырской трапезы. Отец Серафим разговаривал с птицами и кошками по-русски и по-английски, и они понимали его с полуслова.
Отче Серафим старался все делать самостоятельно, даже когда в последние 3 года перед кончиной передвигался с палочкой. На мои неоднократные предложения довезти его до трапезной и до кельи, а также до собора на службу, старец всегда непреклонно отвечал: Нет. Только я сам.
Игуменьи Елеонского монастыря матушки Варвара и Моисея очень почитали старца Серафима, регулярно брали у него благословение.

Я помню, как в день его Ангела 15 января 2019 года на Преподобного Серафима Саровского и в день 90-летия одновременно, в монастырской трапезной все, и духовенство, и сестры, и паломники, и трудники монастыря, все с упоением пели отцу Серафиму многая и благая лета !


Два века жить не будешь. И тем не менее, Всемилосердный Господь даровал своему слуге, архимандриту Серафиму (Бобич), долгое земное жительство и дал ему необыкновенную награду – быть погребенным на Святом Русском Елеоне, на одном из величайших святых мест мира! Такой награды редко кто удостаивается в наше время.
С одной стороны, по-человечески слезно жаль, что мы теперь не увидим на соборных службах и на монастырских трапезах нашего доброго, приятного, улыбающегося, тихого и смиренного Батюшку Серафима. И в то же время радуемся, что в канун Праздника Всех Святых в Земле Российской просиявших, ко Господу, в вечные чертоги небесные отошел один из ревностных слуг-пастырей, отдавший всю свою долгую жизнь родному Русскому Святому Православию.
Вечная память новопреставленному Отцу Серафиму и «память его в род и род» !

Владимир Николаев
18 июня 2020 года".


P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на kalakazospb@gmail.com
Tags: Владимир Николаев, Серафим Бобич
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author