kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЗЛА...

Из утренней почты:

в продолжение темы "ЕВАНГЕЛИЕ ОТ КАИНА..."
священник Александр Ильменский:


"О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЗЛА


– Так кто же ты наконец?

– Я часть той силы, что вечно желает зла

И вечно совершает благо.

(Гётте. Фауст)


Итак, коль скоро нам приходится выбирать из трёх «зол», попробуем разобраться в происхождении, а главное, предназначении «той силы, что вечно желая зла, вечно совершает благо».


***

Вопрос о причине и роли зла в мире, сотворённом Благим, Всемогущим и Премудрым Богом-Творцом, является чуть ли не главной богословской проблемой.

И это вполне понятно. Ведь если Бог Благ, Всемогущ и Премудр, то тогда откуда зло?

Откуда в мире, сотворённом благим Богом, столько вредителей, паразитов, кровососов и хищников, не дающих житья кротким тварям? Не говоря уже о том, что творят люди.

И почему страдание и смерть является неизбежным итогом жизни всех и каждого?


Классическое «богословие вины», основываясь на текстах первых трёх глав Книги Бытия утверждает, что человек, в лице праотца Адама, сам во всём виноват. Нечего было запретную фрукту кушать!


Однако если спросить: а в чём собственно дело? Из-за чего сыр-бор разгорелся? Какой такой урон нанесли свежесотворённые люди своему Творцу? Ведь из текста Библейского Откровения вроде-бы следует, что так называемое «грехопадение» не только не огорчило Бога, но напротив, обрадовало: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло»...


То-есть Творец закономерно удовлетворён тем, что Его творение приблизилось к поставленной Им Цели – «стал как один из Нас». Ведь Сам же сказал: «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему...».

А если это не радость, то тогда злая ирония: «Ишь ты, тварь, вздумал стать как один из Нас. Так мы ему за это...».

И вроде-бы продолжение двадцать второго стиха подтверждает именно такую трактовку: «и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно».(Быт.3:22)


Тем более, что далее ещё сказано: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (Быт.3:23,24)


Что опять же странно.


«Древо смерти» благой Бог не только оставил без охраны и сигнализации, но ещё и змия в рай допустил. По сути, в сговоре со змием спровоцировал человека на грех.

Но лишь только стоило человеку начать жить и действовать самостоятельно, впервые проявить свою собственную волю, открыть глаза, увидеть себя и устыдится своей наготы, – сразу же проклятия с изгнанием и отлучением от древа жизни.


И средства на охрану древа жизни тут же нашлись.

Нет чтобы этого же дюжего Херувима «с пламенным мечом обращающимся» поставить на пути к злосчастному древу добра-зла...


Вот и выходит, что если понимать этот основополагающий библейский текст в ключе «богословия вины», дескать человек сам виноват, то получается что долготерпеливый и многомилостивый Бог вовсе и не благ. Но напротив. Тщеславен, властолюбив, обидчив и скор на расправу. А вдобавок ещё законник и мелочный крючкотвор.

Подумаешь, посмели ослушаться Его!


А коль скоро это не так, то тогда почему Откровение Бога о Самом Себе и Своём Творении изложено таким образом, что казалось бы иначе его и не понять?


***

На то есть ряд причин.

И прежде всего следует сказать, что Библейское Откровение является одним из важнейших средств осуществления Замысла о человеке, подобного Самому Богу. А значит и совершенно свободного, ПО СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ возлюбившего своего Создателя.


И именно в соблюдении этого условия заключается главная трудность творения человека по образу и подобию Божьему.

Поскольку даже малейшее принуждение к любви исключает любовь.


Потому библейское Откровение, будучи «мечом обоюдоострым», изложено таким образом, чтобы исключить принуждение однозначно понимаемым текстом. Тем самым создав возможность для радикально противоположных толкований. И даже для категорического неприятия его. С отвержением как богодухновенности библейских текстов, так и существования Самого Бога.


При том, что абсолютно все библейские тексты истинны. Но они согласно прочитываются лишь в контексте всей полноты Откровения о множественной богочеловеческой природе Бога-Творца.

Что было никак невозможно до явления Иисуса Христа. Бога и Человека, крестом, «смертию смерть поправ», открывшего путь к древу жизни.

А затем и множества последовавших Ему.


И чтобы это явление состоялось, необходимо было не только боговоплощение. Для Бога это пара пустяков. И даже не явление Пречистой Девы, способной воспринять огнь Духа Божьего, выносить и родить «Первенца из мёртвых».

Всё это – дела Божьи.


Но необходимо было чтобы в народе Божьем, избранном на многотрудную историческую роль, наряду с явлением праведников и пророков, сложилась жёсткая религиозная структура. Синедрион, «совет нечестивых», убеждённых в своём праве «вязать и решить», законно унаследованном ими от Моисея. Пророка, некогда беспощадно расправившегося с отступниками, сотворившими золотого тельца в Хориве.

При этом Аарону, брату его, «по просьбе трудящихся» изготовившему этого тельца, и тем самым удовлетворившему естественные религиозные потребности народа, за это ничего не было.


И всё это, надо полагать, имело место на основании буквально понятого Откровения, данного Моисею. Никак иначе тогда не прочитываемого, как Откровение о строгом Боге, Ревнителе Закона. Боге, сурово покаравшем человека, посмевшего нарушить данную ему Заповедь.


Тогда, при избрании народа для особого служения, а народ избранный – это не только лишь «колено Иудово» – иудеи, которым выпало родить и распять Иисуса Христа, но и одиннадцать иных колен Иакова, растворившихся в народах мира, ни о какой взаимной, основанной на понимании, а значит равной любви к Богу, и речи быть не могло.

Тогда, а иначе никак, Бог невиданными чудесами, принуждал Свой народ к вере Ему. Вере ещё только слуги, зависимому от Господина своего. Слово Которого для слуги, – Закон!


Ибо должно было придти времени, великому и ужасному, когда «слуги Божьи», основываясь на буквально понятом Откровении и Законе, поставленном ими превыше всего, скажут Пилату, не нашедшему в Иисусе вины: «мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». (Иоан.19:7)


***

И тем не менее даже тогда, когда ещё не исполнилась вся полнота Откровения Бога человеку, Бог не оставлял Израиля – первенца любви Своей, в неведении относительно истинного понимания библейского Откровения. Через пророков открывая истину о Себе и Своём Замысле. Что хотя и сдерживало эволюцию «тьмы» – эгоцентрической силы, заложенной в биологическую природу человека, в конце-концов, из-за ненарушимого условия свободы воли, даже богоизбранное сообщество не могло избавить от вхождения в тупик крайнего богоборчества.


Но это, как не парадоксально, явилось неотъемлемо-необходимым средством достижения смертным человеком Иисусом, запредельной Цели – совершенного подобия своему Небесному Отцу. Потому и оставленному Отцом на кресте, чтобы Иисус, по воле Отца и своей воле умерший как человек, воскрес как Бог.


«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Матф.27:45,46)

А затем, «когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: СОВЕРШИЛОСЬ! И, преклонив главу, предал дух.» (Иоан.19:30)


***

Всё это совершенно невместимо и даже крайне возмутительно для разумения исходящего из потребностей нашей плоти, ищущей своего. И во чтобы-то ни стало желающей выжить. Поэтому заведомо неприемлемо для подавляющего большинства, по естеству плоти своей ожидающего от Бога «великие и богатые милости». Готового боготворить каждого, кому удастся убедить их в своей способности предоставить им эти, искомые ими блага.


А поскольку Евангелие Царства Небесного, достичь Которого отсюда, минуя Суд, возможно лишь «отвергнув себя, взяв крест свой и последовав Христу» категорически неприемлемо большинством, со времени приятия христианства «на царёву службу» начинается и целенаправленно ведётся работа по приведению Благовестия в соответствие нуждам мира сего.


До поры не вдаваясь в перипетии многовекового противления приземлению Благовестия о Царстве Небесном и подменой его благовестием о земном царстве, противления, идущего со стороны «нищих духом» отцов-пустынников, скажем лишь о сути этой подмены. Которая сводится к представлению, общему для всех мировых религий. Согласно которому предано служа «царю и отечеству», «делая мир лучше», мы тем самым умножаем свои заслуги перед Всевышним. И как следствие, получаем право на блага жизни будущего века.

Так что согласно такому богословию Царство Небесное Само прилагается успешным служителям царству земному.


А наипаче прилагается Оно равноапостольным властителям, покорившим свои народы «Христу» в лице церковной иерархии. Жертвователям, строителям, благоукрасителям раззолоченых святых храмов. Сонму служителей прочим народным нуждам. Просветителям, питателям, целителям, попечителям о сирых, больных и убогих.

Да мало ли нужд проистекает из смертной, болезнующей природы человеческого естества?


И кто скажет что это плохо? Что не надо кормить голодных, подавать милостыню нищим, ухаживать за больными, сиротами и престарелыми? Что не надо с детства катехизировать и воцерковлять народные массы, обучая их азам нравственности под водительством профессиональных служителей культа? Что не надо боронить родную землю от лютого и коварного врага, выявлять и карать расхитителей, насильников и убийц?


Всё это, каждое из поприщ в отдельности, тем паче если подвизаться от всей души, конечно же богоугодно. Будучи безусловным добром. И ревностные делатели на ниве этих поприщ, хотя и не достигают Христова совершенства, но имеют надежду на одно из блаженств Царства Небесного, от сложения мира уготованного Богом Отцом Сынам Своим –тем, кто в мире сем стали «нищими духом» и «изгнанными правды ради».


Но когда всё это многотрудное и многопопечительное делание осуществляется под скипетром возглавляющей и направляющей его власти, что так же совершенно необходимо, то неизбежно являются «пилат» и «каиафа», в конце-концов совмещаясь в одном лице. И царство этого «лица», поскольку «небо» им полностью перекрыто, «становится мрачно». А всё «добро» такого царства обращается в зло.

Ибо подвизающиеся уже не служат добру, как таковому, а по принуждению, невольно, выслуживаются перед своим властителем.


Однако нет худа без добра. Поскольку тогда свидетельствующие о Истине Царства Небесного, искать Которое следует «прежде всего», непременно оказываются гонимы. И тем самым достигают наивысшей степени блаженства. Без гонителей никак недостижимого.


***

Вот и выходит, что «сила, вечно желающая зла, вечно совершает благо». Ибо «добро-зло», на наших глазах постоянно меняющиеся местами, «дело рук» одной-единственной силы, – «тьмы над бездной» небытия. Возникшей в актуальной реальности Слова – внутреннего мира Бога-Творца, как сила противодействия действию силы Его любви.


Эта всепоглощающая, центростремительная сила анти-любви, сила смерти, как и положено силе противодействия, равна силе действия – силе любви.

«Крепка, как смерть, любовь».


И лишь те, кто по своей собственной воле, из любви Истины, превзошёл силу смерти, по силе любви становятся равными Богу.

Что никому из людей до явления Иисуса Христа, рождённого от «воды и Духа» – чистой девственной природы естества человеческого и Духа Отца Небесного, было никак невозможно.


Но затем, по вере Ему принимавшие Духа, следовали тем же крестным путём, образуя на небесах основание неодолимой вратами ада Церкви Христовой. Главы Тела Христова, как единой множественности Наследников Царства, уготованного Им от сложения мира.


Это были «видевшие и уверовавшие».

Изначально – апостолы, непосредственно осязавшие воскресшего Иисуса. Затем – последователи апостольского свидетельства и последователи последователей, свидетельство которых сопровождалось явными, объективно воспринимаемыми «явлениями Духа и Силы».


О чём и Павел, особо призванный личным знамением, лично не осязавший воскресшего Христа, но уверовавший, свидетельствует:

«И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией». (1Кор.2:4,5)


Что вовсе не упраздняет мудрость. Поскольку далее сказано:

«Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы». (1Кор.2:6-8)


***

Теперь же, когда пришло время последней, Филадельфийской Церкви, Церкви «не видевших, но уверовавших», объективных, видимых всем явлений духа и силы уже не будет.

«Ибо великие знамения и чудеса дадут восставшие лжехристы и лжепророки, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». (Матф.24:24)


Что вовсе не означает, что Бог оставит избранных Своих без помощи свыше. Но подаст им эту помощь сугубо лично, как подал её Савлу, искренне искавшему Истину.

И знамение это, обратившее иудея Савла в «апостола язычников» Павла, – пламенного проповедника Истины-Христа, не могло быть основанием его проповеди. В отличие от свидетельства первозванных апостолов. «Видевших, осязавших и уверовавших».


Потому Павел, «иудей из иудеев, фарисей из фарисеев» преимущественно проповедовал эллинам, «ищущим мудрости». Тогда как Пётр, прежде всего свидетельствовал о виденном им иудеям, «требующим чудес».


***

Сейчас, в самом конце времён, о котором возвещено нам глобальным мегасобытием, есть малое время до явления того, кому будет дано подвести черту под всемирной историей человечества. Скорое пришествие которого, как и все мегасобытия последнего времени, уже анонсировано «культовым кино». На этот раз это первый сезон сериала, аккурат, в первый же день текущего года, вышедший под названием: «Мессия».


И время это, тем, кто имеет глаза чтобы ими видеть, а не просто смотреть, дано чтобы утвердится в истинности библейского Откровения о богочеловеческой природе Бога Творца. В реальности Его Небесного Царства, основанного на силе любви и уготованного Богом от сложения мира возлюбленному Сыну Своему – Христу, множественному Богочеловеку. Рождение Которого «подобно росе».

«...из чрева, прежде денницы, подобно росе рождение Твое». (Пс109:3)


Утвердится, чтобы «исполнить число». Ибо последние будут блаженнее первых, поскольку уверуют не видя. Уверуют не на основании чуда, но на основании разумения Писаний, согласном с логикой, здравым смыслом, а так же объективными научными данными. Основании, не дающем повода ищущим повода хулить Имя Бога. Обвиняя Его в несоответствии не только таким критериям Божественности, как Всеведение, Всемогущество и Непогрешимость, но и нравственным нормам, Им же Самим установленным.


Для чего совершенно необходимо убрать «камень преткновения» лежащий прямо на пороге библейского Откровения о творении мира и человека Богом Творцом в виде богословия вины человека, непослушанием испортившего совершенное творение Бога. Что повлекло за собой проклятия, с осуждением согрешивших людей на смерть. А так же изгнанием до «удовлетворения правосудию Божьему», до оправдания и искупления их.


Для чего Бог, так и не дождавшись, что люди сами одумаются, послал Сына Своего. Который, искупив на кресте человечество и оправдав его перед Богом Отцом, якобы, придя во второй раз, даст миру совершенное правление в царстве, которое самолично возглавит здесь, на земле.


Богословие вины человека перед Богом и первородного греха, как причины зла и смерти, извинительное для Ветхозаветной Церкви, поскольку Откровение Бога тогда было неполным, продолжило быть в основании богословия Церкви Новозаветной. И даже подкрепилось авторитетом авторитетных святых отцов, поскольку складывалось в имперский период приспособления Благовестия о Царстве не от мира сего, к служению «царю и отечеству».


И это, в контексте осуществления Замысла, так же совершенно необходимо для образования теперь уже христианского «синедриона». Призванного в конце истории исполнить ту же роль, которую сыграл синедрион иудеев в достижении Иисусом Христом совершенного подобия Отцу Небесному.

Но прежде, по слову Христа, «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». (Матф.24:14)

И проповедь эта, без пересмотра лубочного «богословия вины», вряд ли будет возможна.


Посему далее предположительно будет о «нечистой силе» – «тьме», и её роли в осуществлении Замысла".


P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на kalakazospb@gmail.com
Tags: Александр Ильменский, Апокалипсис наших дней
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments