?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Трагический тенор эпохи...
Пиллигримство
kalakazo
И как то уже совсем символически
расположились по соседству
могилы двух антиподов,
музыкального палача и его жертвы -
на протяжении многих десятилетий
секретаря союза композиторов СССР
Дмитрия Кабалевского,
имя какого называлось всегда четвёртым
среди "великих советских композиторов":
Прокофьев, Шостакович, Хренников и Кабалевский.
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post15893256/
и могила великого мученика и страдальца
Альфреда Шнитке
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post15893346/ .
Завсегда бравурный мажор музыки Кабалевского
в советские времена доносился из всех репродукторов,
с утра до ночи напролёт,
и вдруг она как то внезапно испарилась
вместе с его кончиною в 83-м,
а Альфреда Шнитке в лучшем случае обыватели знали
по его "саундтрекам" к мультфильмам.
Когда на каком то приёме жена Альфреда
набралась наглости и вопросила
другого музыкального палача Тихона Хренникова:
"Почему Вы не исполняете творения моего мужа?"
он ответил решительно и по хамски однозначно:
"Пока мы живы - Шнитке в живых не будет"...
"Со Шнитке началась эпоха посмодерна
в эСэСэСэРии:
обязательно революционный слом
всяческой Иерархии,
в том числе - и иерархии ценностей.
Именно в его музыкальном беспоповстве,
позволялось соединять
электрогитару и орган,
без конца "цитировать" чужое,
беря на себя лишь
мастерство,
без сомнения - изысканной компиляции.
"С миру по нитке - вот тебе и Шнитке!"
Однако альтернативой трагедии,
в итоге могла стать только
сама трегедия.
На неё Альфред и решился:
поднял милоть своего учителя.
Я бесконечно любил этого
последнего трагика ушедшаго века,
музыка для этого
"немецкаго выкреста" никогда не была
только "игрою в бисер",
но всегда "вызовом" и "поединком"
с той самой обезбоженной эпохой,
навсегда утратившей и потерявшей
"дар различения духов".
За своё музыкальное дон-кихотство
он расплатился 8 сердечными инфарктами,
и умер совсем ещё молодым,
от снедавшего его болезненного
печалования по Бозе".
http://kalakazo.livejournal.com/34517.html

  • 1
будучи молодым юношей, я не пропускал ни одного "первого исполнения" муз. АШ в Москве. через его музыку даже был знаком с Наталией Гутман. по молодости любил его камерную музыку и концерты для виолончели, скрипки (со Спиваковым В.) или альта с оркестром (с Ю.Башметом, конечно). но однажды с его симфонией приезжал Г.Рождественский. и устроил какой-то ликбез на большой сцене МК. ни игра, ни "объяснения" стойко не понравились. после этого, с симфонической муз. его почти не дружу. мне из тех 80-х запомнилось, что он все-таки был лютеранином. позднее он перешел в православие и вновь вернулся к религии предков своих.
и по Тишке, и по музыке АШ прошелся не без блеска Георгий Свиридов. одним словом, такую симф. музыку можно было слышать и у Бриттена, и у Брукнера... в камерной же музыке я больше для себя отмечал..., а может быть я ошибался?

*он все-таки был лютеранином. позднее он перешел в православие и вновь вернулся к религии предков своих*
Не совсем так. Шнитке был католиком.

Шнитке всегда был католиком, сколько я знаю,
Георгий Свиридов был часто в оценках несправедлив,
поскольку ненавидел в музыке "жидов",
сам Свиридов симфонической музыки осознанно не писал,
поскольку в ней доминировал Дмитрий Дмитрич Шостакович.
Подражательство и эпигонная похожесть в музыке неизбежна.
В таком смысле Малер - эпигон Бетховена,
а Шостакович - подражатель Малеру,
однако при этом важно иметь "своё лицо",
явственно узнаваемую "свою интонацию".
И у Альфреда Шнитке они безусловно присутствовали:
даже если Вы мало знакомы с его наследием,
но слышите обрывок из его опуса,
то можно уверенно всегда сказать:это не Бриттен, это Шнитке.

Ехал как то в поезде с профессором из московской Консерватории (из казаков)

- так тот и кОта в жЫды определил - за положительный отзыв об Шнитке.

а на мои отмазки - дескать у мня родственник Ваш же бывший секретарь СК - Терентьев
- узнал что и тот тоже был полужЫдом :))))!

ПыСы: В конце беседы выяснилось что у попутчика бывшая жена была еврейкой
- вот те и вся муз-критика...


Для меня Шнитке стал одним из тех, благодаря кому я отказался от светского искусства вовсе, и стал делать только иконы. Помню, на одном из так называемых "творческих вечеров" он невпопад (спрашивали совсем о другом) ответил, что "да, я понимаю, что надо прекращать писать музыку, но я - грешный человек, я пока не могу бросить это занятие"...
Шнитке, для меня, - не "ушедшего века" даже, а _вообще_ последний трагик. Его цитирование - это подведение итогов, выговаривание до конца интенций искусства, зародившегося в эпоху Ренессанса (в этом смысле удивительна каденция его к скрипичному концерту Бетховена). Невозможность гармонии, трагическая попытка гармонии при понимании ее невозможности.

На Альфреде Шнитке, далёкий друг мой, заканчивается и эпоха,
когда композитор умел сам "без комьпьютера" и комьютерных программ
"сочинять" музыку и самостоятельно оркестровывать
свои произведения.
Сейчас уровень композиторского ремесла равнозначен
какой нибудь Венецианской академмм художеств,
где никто уже не имеет "рисовать с натуры"...

поздно открыл для себя Шнитке
но успел полюбить то немногое, что слышал
так же как и его прекрасные интервью
пару раз видел как с ним гуляли после инсульта у нас во дворе на Дм. Ульянова
не хватило, увы, ума подойти и сказать пару тёплых слов
теперь каждый день поминаю его, проходя мимо мемориальной доски на соседнем подъезде дома...

Шнитке гений. Он меня ошеломил и сразил наповал сразу.

А моя молоденькая учительница сольфеджио и музлитературы сказала как-то, это был 79-й наверное год, про учебник музлитеруры с шестью советскими композиторами: "ну, кабалевский здесь... скорее за общественную работу". Отложилось.

Музыка на Шнитке не закончилась, пока еще жив Арво Пярт.

  • 1