?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
(no subject)
Простите
kalakazo
Фестиваль Новой музыки.
Будь я помоложе,
наверняка, я бы ведал исходы,
раздавал бы рецепты преодоления,
давал бы советы обнаружения
этого злосчастного
"света в конце тоннеля".
Внутри "системы" кризиса
никакого не чувствуется,
напротив, воодушевление,
и, как в среде когда-то шестидесятников,
восторженно-саркастическое приговаривание:
"Ну, брат, ты и гений!"
Эту двусмысленность ввёл в эту среду
сам Шостакович,
на любом рецензируемом опусе
надписывая одни и те же слова:
"Это гениальное произведение!
Убедительная просьба ко всем:
его напечатать и исполнить!"
Очевидно, что за этот
издёвочный сарказм
Дмитрия Дмитрича и
ненавидели люто.
Самые чуткие из этой среды
"кризис жанра"
уже почувствовали в шестидесятых,
когда сам Шостакович
был уже смертельно болен,
заворожен образом Небытия,
запеленавшего и убаюкавшего мир,
и не обращая уже ни на кого внимания
из совковых критиков,
писал свои симфонические
Реквиемы и "пляски смерти"...
Ещё молодой Альфред Шнитке
уже тогда говорил
несколько бессвязанно
о "усталости" от Шостаковича,
о том, что его муза всех и "придавила".
Если переводить это в логику,
то поколение Шнитке
чувствовало "усталость"
уже от самого "прокрустового ложа",
в каких находилась сама симфоническая музыка,
от того "канона" по которому
требовалось сочинять,
усталость и от самой традиции,
и от "устаревшей" культуры.
Иначе говоря,
за "кризисом музыкальным"
просматривалась и агония гуманизма,
всякого человеческого начала
в тогдашне выхолощенно-обезличенном миру.
Со Шнитке и началась эпоха посмодерна
в эСэСэСэРии:
обязательно революционный слом
всяческой Иерархии,
в том числе, и иерархии ценностей.
Именно в его музыкальном беспоповстве
позволялось соединять
электрогитару и орган,
без конца "цитировать" чужое,
беря на себя лишь
мастерство,
без сомнения, изысканной компиляции.
"С миру по нитке - вот тебе и Шнитке!"
Однако альтернативой трагедии,
в итоге могла стать только
сама трегедия.
На неё Альфред и решился:
поднял милоть своего учителя.
Я бесконечно любил этого
последнего трагика ушедшаго века:
музыка для этого
"немецкаго выкреста" никогда не была
только "игрою в бисер",
но всегда "вызовом" и "поединком"
с той самой обезбоженной эпохой,
навсегда утратившей и потерявшей
"дар различения духов".
За своё музыкальное дон-кихотство
он расплатился 8-ю сердечными инфарктами
и умер совсем ещё молодым,
от снедавшего его болезненного
печалования по Бозе...

  • 1
а! мне вот показалось -после прочтения бесед со Штнитке - что Шнитке жаждал единственного брака с какой-то Традицией - но не сложилось этого брака.
и потому он сватался то с линией Шостаковича - то с сериалистами - то со Штайнером - и так далее.
и так как ни одного брака не сложилось - и так как каждый "роман" отпечатался в душе глубоко - они же - или вернее отпечатки этих романов - и разорвали его душу инсультом.
в беседах был момент - о неспособности его жизни в одной традиции - ибо не то немец не то еврей - не то православный - не то лютеранин или еще кто.
это действительно трагедия - не способность воспринять Единственное.

кстати его друг - Пярт - как раз ощущается как по природе способный на религиозную моногамию.


Был крещённым евреем по матери,
католиком по крещению,
отпет в православной церкви
и с Традицией у него был мучительный роман -
ну и что?
Неужели неясно,
что это только одна
неразрывная жизнь?

жизнь то одна - но душа на части распадалась. не одно имя - от Христа - а куча имен. это не бесовство ! - где имен легион - а осколки родов в человеке начинают звучать и спорить.
Пярту легче - было имя данное матерью - стало имя данное Богом - был сын рожденный матерью . стал сыном рожденный водой - а со Шнитке много труднее.

требование цельности души - довольно сложное - ибо надо запретить звучать противоречивым предкам и культурам в себе - а Шнитке дал им звучание - позволил себе быть ареной для спора.

но это мне так кажется - отчасти зная людей со сложной меж-культурной душой. чистоты анализа у меня конечно никакой!

Да - Шнитке был по рождению "выблядком",
и сыном он был постмодернизма.
Но он за это заплатил судьбою,
а Пярт до сих пор,
слава Богу, жив.
И роман со Штайнером был у Андрея Белого,
а не у Шнитке.
Если Вы знали этого человека,
то зачем передёргивать?
Если нет - то зачем,
извините,
в мою боль вмешиваться?
Я любил этого человека,
и чтобы о нем говорить,
надо хотя бы его услышать.

извините если задел за живое - и в мыслях не было.
меня когда-то очень впечатлила книга бесед с ним - записанные Ивашкиным -

у меня до некой степени тоже был момент эклектизма в мировоззрении - и вот эти беседы и дали пищу для выяснения дихотомии пуризм-эклектика.
тут не личное касательство - а стороннее конечно. но книга этих бесед была как-то важна для меня в то время - не сейчас.

Про интерес к Штайнеру упоминал сам Шнитке - и кстати в контексте интересном - он говорил примерно так - что есть зачастую односторонняя гармония гения - музыкального или научного - этакая специализация - как шахматист Фишер - и некая усредненная гармония ученика штайнеровской школы - не гений - но зато в радости. в "беседах" с Ивашкиным есть этот момент.
не поиск ли это оправдания эклектике?

да - тут я возможно подхожу как циничный иследователь к Шнитке - типа как интересно мучался человек - извините если это режет Ваш взгляд.

Книга Ивашкина - неплохая,
но она была наговорена за десять лет до его смерти.
Важнее для меня -
его музыка,
и жизнь в ней!

как мне кажется- выбор музыки - или поэзии - это как выбор молитвы. выбираешь молитву - выбираешь и составителя ее - как попутчика в радости и в вопросе.
т.е. мучаем вопросами святого - и радуешься его радостью (полученными им от Бога ответами!). так ведь наверное? вопрошаешь радости со-вместно.

у Шнитке - - явно были в музыке вопросы - интенсивное по-накалу вопрошание. у Пярта музыка - отчасти утверждение и отчасти статична - ибо она уже об ответе - т.е. он получил в своей судьбе некий ответ, которым он и сыт.
один голоден - другой питаем.

лично для меня - мое ощущение голода - когда оно есть - это Шостакович - соната 134.

осознание голода - кстати - это важно - иначе и не поймешь - что нужно напитать душу. и это музыка не для питания себя - а именно для осознания голода.

Я тоже люблю эту сонату.
Она уже о примерении с ликом Смерти,
и о скором ожидании ухода.
А молитва и музыка - не совсем бывают созвучны,
и музыка выдаёт чувства разлада и непримерённости.

А Пярт - намного проще.
У него своя судьба,
и своё дарование!
И моногамии у него тоже нет.

Как простой кот - в музыке понимаю слабо.

А как человек Шнитке мне понравился - хоть и видал всего один раз на концерте.
Вот ещё тоже запомнился светлой памяти Эдисон Денисов.

Коты как всегда добрых и блаженных и любят -
в людях то они всегда разбираются хорошо.
Хотя я то о "кризисе" здесь пишу.

Спасибо, утешили.

  • 1