kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Categories:

Даже во времена предельной тьмы...

Из утренней почты:


Из "Фейсбука" Олега Давыдова, экс-профессора МДА

Oleg Davydov:

"Всегда небесполезно поразмышлять над недавними событиями, к примеру, над теми, которые происходили за последний год и в последние дни. То, что меня пошлым летом пригласили занять профессорскую кафедру в МДА, было совпадением многих факторов, я никогда не стремился туда и не думал об этом. Это что-то значило не столько для меня или странной судьбы теологии в России, но об исторической траектории нашей страны и ее культуры, смысл чего становится видим только post factum.

Возможно, мои идеи выглядят слишком экстравагантно в сложившемся ландшафте, и в некоторой степени я этого не отрицаю. Этот ландшафт, как и любой другой, будет меняться, и как бы кто к этому не относился – это неизбежность, такова природа тварных вещей. Возможно, эти идеи «вернутся», а может, нет – сказать трудно. Исторический момент таков, каков он есть, а отдельные происходящие или не происходящие события складываются в общую картину. В том числе и мое увольнение из академии является символом чего-то большего, можно было бы назвать это вечной дилеммой русского духа или продолжающимся постсоветским шествием по пустыне.
Опыт моего пребывания в Московской духовной академии прояснил некоторые вещи. В ходе включенного наблюдения стала предельно ясна во всех ее внутренних механизмах господствующая атмосфера. По крайней мере, на сегодняшний день – это дух фейкового консерватизма как локальной версии постмодернизма. Конечно, в академии есть и достойные преподаватели, и любознательные студенты, и доброжелательный персонал. Но в целом, там царит густой дух постмодернизма как имитации жизни в ретроутопии. В целом, религия на постсоветском пространстве - это то, что стало возможным после советского секулярного модерна (со всеми оговорками) и потому она постмодерна как в положительном, так и в отрицательном смысле. Я написал сотни страниц богословской критики постмодернистской ментальности и чувствительности, но в силу обстоятельств очутился в самом его эпицентре, соприкоснулся с постмодернистской практикой. То, что «постмодернизм» в тех кругах является ругательством, ничего не меняет, лишь делает ситуацию еще более ироничной. Лучший актер – это тот, отрицает свое актерство. Фейковый консерватизм – это естественная психическая реакция на неуверенность, на слабость, на вытесненное историческое поражение, на управляемый спектакль памяти, на экзистенциальную недостаточность, сублимирующееся в ресентимент, в ксенофобию, подозрительность и поиск виновных. Это - попытка сбежать от сложной реальности в выдуманное прошлое, ностальгическую сказку в которой религия занимает место «научпопа». Гностическое противопоставление «духовного» - «светскому», подозрение к культуре, презрение к философии – составляющие этого коктейля. Постмодернистская ментальность вполне может подкрепляться научным пафосом, логической строгостью или историческими «фактами». Суть ее от этого не меняется – это ницшеанская воля к власти и утверждение идентичности в противовес инаковости, признание конфликта нормой и желание его. Если религия стремится исключить, оградить свое, насилием изгнать иное, очистить, поставить часовых и зорко блюсти границы, то христианство – это не религия, хотя историческое христианство далеко не всегда соответствовало своему призванию. В этом смысл «тринитарной онтологии» - в принятии инаковости, в позитивности различий и мирности. Таков «христианский реализм» – столь неудобный для религии, но никогда окончательно не исчезающий и оживляющий творческие силы. Даже во времена предельной тьмы."

Источник: https://www.facebook.com/oleg.b.davydov/posts/1236670849998530



P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на kalakazospb@gmail.com
Tags: МДА, Олег Давыдов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments