"«ДУХОВНИКИ ДУХОВНИКОВ».
Многие из нас, батюшек, варятся в собственном соку, как сайра в собственном соусе, как килька в томате.
Батюшки теряют потребность в частой исповеди. Принимая «на дух» десятки и сотни людей, они превращаются (не дай Господи, это гипербола, конечно) в сталактитов и в сталагмитов. Им уже не с родни болезненная потребность очищаться от помыслов, которые атакуют сознание любого человека, хотя и облечённого в священные ризы, как слепни набрасываются на телёнка. И дежурная исповедь, приносимая священником перед Рождеством и Пасхой епархиальному духовнику, — это всё-таки совершенно иное, чем ежедневное очищение души, тот косметический ремонт нашего собственного сердца, который именуется откровением помыслов. Чем глубже жизнь христианина, чем усерднее он молится, тем больше встречает противодействий в мире духовном со стороны диавола, страстей и помыслов, и тем он ревностнее в своём желании исповедоваться.
Вот почему сегодня многие пастыри духовно, ну не гибнут, а загибаются. Становятся холодными, ироничными, жёсткими, рационально мыслящими, но как Кай скудеют энергией любви, потому что засыхают на корню. Не имея духовника, они ни перед кем не смиряются, но начинают враждовать с настоятелем, благочинным, епископом, исполняются негатива; и руку на сердце положа, всем нам, наверное, это хорошо знакомо такое устроение пастыря, который может быть не превратился в Чацкого (не приведи Бог!) в Печёрина, но который совсем не похож на ребёнка, способного заплакать, едва лишь только нашкодил и заслужил взора, исполненного негодования от родителей и воспитателей".
отсюда