kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

В Петербурге появились свои "милоновки"...

Достопочтенная olga_ryygas:


«Размах храмостроительства последние годы притягивает справедливое внимание искусствознанцев.

Жемчужины архитектурной мысли, возникшие волшебным образом, не только образуют новый смысловой ландшафт мегаполиса, но и возрождают при помощи тектоники новые формы визуального иконоборчества.


Случай 1. https://t.me/ryygas/65 (Домовый храм св. прав. Иоанна Кронштадтского в Православном центре духовного возрождения.
Петербург, Лесной пр., 59, кор.7.)

Храмам издавна свойственна вертикальная устремленность объемов. Независимо от фактуры, храм является метафорой преодоления бытового тяготения.

Ажурная утонченность конструкций зримым образом выражает идею скреп: компактных и мобильных.

Соединение концепта спорта и духовности архитектор удачно обозначил при помощи арматурного скелета, тоскующего по позолоте благочестия и мускулистости аскезы.




Храм свт. Петра, митрополита московского.
Петербург, пр. Стачек, 208.
1992 год.
Случай 2.



Храм на пр. Стачек хотя и реанимирует в памяти меткое выражение маркиза де Кюстина, назвавшего русские (вероятнее всего, московские) храмы "темными башнями", но он поистине является светочем православия в темном царстве бездуховного мегаполиса. Фотография глав.алтарника этого храма - тому свидетельство.



Наподобие того, как в Москве возводимые скоростными и зачастую нелегальными методами храмы народ прозвал "гундяевками", в Петербурге еще задолго до программы "200 храмов" появились свои "милоновки".

Странная асимметричность башен храма указывает, с одной стороны, на нелепость законодательных инициатив своего глав.алтарника, с другой, являет собой новый тип церковной архитектуры - грозного фаллизма. Подобным образом ткань лощеных стен какого-нибудь респектабельного дворца-музея в центре Петербурга взрывают похабные граффити, заставляя обывателя выходить из зоны комфорта и задумываться о первоначалах своего бренного бытия.

Воинственная бревенчатость стен отсылает к фортификационной нагрузке спешно возводимых монастырей при освоении Сибири.

Хотя храм и построен без разрешения властей, а потому участь его так же мобильна, как и фатум какого-нибудь однодневного ларька возле метро, но, думается, именно эту "темную башню" увековечил поэт-классик:

"Он скучный бог кочевников и ханов. Воинственное с понтом божество, какому служат Дугин и Проханов" (Д. Быков, "Подражание Бродскому").


Случай 3. (Храм Благовещения Богородицы в Парголово, Тихоокеанская ул.)

Скучную рябь модернизированного панельного "корабля" партизанским образом взрывает вертикаль храма-самостроя с коттеджно-минаретными формами.

Трогательная и как будто случайно прилепленная к шлему-куполу луковица объединяет в себе пригородно-огородную тематику с ее фольклорными шестью сотками и концепт космической ступенчатости. Кажется, вот-вот отвалится последняя ступень, и храм с реактивной скоростью воспарит над бетонными джунглями».

https://t.me/ryygas/85



отсюда
Tags: olga_ryygas, Варсонофий Судаков, Виталий Милонов, Санкт-Петербургская митрополия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments