?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Время лукаво суть...
Пиллигримство
kalakazo
Было бы сильным преувеличением утверждать,
что духовенство советской поры
было поголовно сыскными органами завербовано
и на всех и вся "стучало":
его и так было немного и оно всё было на виду,
и в большинстве случаев
и храмовых общин не существовало,
да и оно само опасливо остерегалось
новоявленных и слишком прытких
своих чадушек.
"Тайну исповеди" своих духовных чад,
и раскрывать кому либо
было невозможно,
из за укоренившейся тогда повсеместно,
по примеру Иоанна Кронштадского,
"общей исповеди".
Да и самим прихожанам,
кому было что сказать,
во избежании искушений,
сами духовники приватно и советовали:
"Время ныне лукаво есть: никогда и никому,
и даже мне
не открывай своего сердца!".
Если из духовных чадушек,
вызревал кандидат на хиротонию,
то и его подробно инструктировали,
что на "генеральной исповеди" говаривать,
а что нет:
"Боже упаси тебе проговориться,
что ты когда - то лежал в дурке!"
Само духовенство призваное исповедываться
раз в году в Великий пост
у специально назначенного для этого
"епархиального духовника",
цену этой "исповеди" хорошо ведало:
духовник этот ведь первым доносчиком
владычным и являлся.
Сами деспоты сквозь пальцы всегда смотрели,
скажем, на пиянство своего поповства,
зато самым страшным грехом считалось,
торговать на приходе свечами,
купленными не в епархиальном управлении:
"А теперь отцы руки ваозложим на престол
и на самом Евангелии поклянёмся,
что свечи будем покупать только
у меня в управлении!"
У деспоты всегда было своё сыскное ведомство,
из незаметных старушенций,
какое обходя храмы,
службу выстаивало всегда у свещного ящика:
а не идут ли под сурдинку криминальныя свечки.
Там где были реальныя общины,
и тусовалась образованщина,
всегда присутствовал страх и подозрительность,
в отношении "внедрённых" и "подосланных".
И в Николе Кузнецах отец Всеволод Шпиллер,
приватно сетовал,
что тот то внёдрён в его окружение,
и тот за ним подсматривает.
Правда то была или нет - не ведаю.
Ныне они сами уже маститыя священники,
и знамениты нынче в Москве,
как раз опекой всё над какими то струкрурами...


  • 1
дык очень хорошо - всегда умныя люди знали хто внедрен и дружили с ним : кормили -поили, а то прагониш , пришлют другаго ; ну как хуже будет или борони Господь не распознаиш?

и не ползёт ли медленно по ним, тот о котором...

В былые давние времена, когда находил я ещё немалое утешение в книжной премудрости и к тому способности имел, многие вечера коротал я в Публичной библиотеке. Библиоткари знакомые упреждали меня неизменно: "Сюда не только читатели ходят, но и слушатели. Поосторожнее будь со словами". Могла ль Церковь быть исключением в стране, где "слушатели" обретались повсюду - в жилконторах, на фабриках и заводах, в колхозах, совхозах и на зверофермах, в творческих союзах и в президиме АН...

а тогда на эти вещи как-то гляделось иначе. Затрудняюсь сформулировать как, но как-то наплевательски веселее. Я имею в виду молодого человека, приходившего в церковь с улицы по субботам, воскресеньям и праздникам. В храме ЛДА ничего подобного не чувствовалось, глядя со стороны. А может я заблуждаюсь...
Но были какие-то группки, подобие общины. Мой приятель тех лет - Сережа Павлов - писал какой-то труд по истории церкви в начале ХХ века, так я скатался в Эстонию к вдове секретаря РСХД Лаговского, взял у нее довоенный комплект Вестника и мы его "отксерили", раздавая всем желающим. Но никаких последствий видимых в то время не было.

молодого человека, приходившего в церковь с улицы

Оно может быть и верно, а как быть священнику,
перед которым владыка или уполномоченный выкладывал
папку с тремя десятками доносов на него самого
"молодыми людьми" подчас и писанныя:
тут и под запрет иожно было попасть,
и регистрации разом лишиться

Re: молодого человека, приходившего в церковь с улицы

про доносы ничего сказать не могу, но на моей памяти был громкий случай с отчислением из ЛДА воспитанников Кочеткова (нынешний о.Георгий) и иеродиакона Серафима (Семкина).Отчислили их не по доносу, а по причине, что они явились к баптистам и начали тех обращать в истинную веру. Те вызвали милицию, семинаристов забрали и отчислили с формулировкой, если я правильно помню - "за межконфессиональные контакты без благословения".

Re: молодого человека, приходившего в церковь с улицы

Их застукали на собрании баптистов инициативников,
т. е. тех кто отказывался тогда проходить "регистрацию",
и вычислили их внедрённыя туда слухачи.
Самое в том деле грустное,
что за них и заступаться владыка Кирилл не стал,
а приехав из за границы,
тут же по приказу свыше
их и вышиб...

Re: молодого человека, приходившего в церковь с улицы

A propos: тогдашний Юрочка с Серафимушкой,
в веру обращать норовили захожан в Сайгон,
а у баптистов инициативников,
каковые милицию под страхом смертной казни бы не решились,
себя чуствовали, как рыба в воде:
отеж Жорд со своим менторным занудством и
выстроил свое православие
по протестантским образцам...

Re: молодого человека, приходившего в церковь с улицы

странно - у меня было ощущение, что они пришли просто в официальное баптистское собрание на Поклонной горе.Очевидно какие-то неверные сведения были. Или с памятью что-то.
Вообще у меня не было опыта столкновения с доносами, что удивительно.
Одним из важных источников поступления западной религиозной литературы в то время был человек, близко и доверительно расположенный к владыке Никодиму и вл.Кириллу и постоянно мотавшийся за рубеж по церковным делам. Полагаю, что он был вынужден общаться и с Жариновым и с другими людьми в погонах, но никогда никаких осложнений у меня с ним не было. И у него тоже.
Просто об этих контактах никто не знал - соблюдалась разумная конспирация. Звонки из автомата -
-Привет-привет.Зайти-зайди.
Дай ему Бог здоровья...

на Поклонной горе.

Про эту историю мне сам отец Жорж рассказывал,
хотя и чего то мог за давностию лет напутать:
но не такой же он глупец, чтоб баптистов обращать в православие?
Этот самый человек, ежили это архимандрит А.,
мне сам тогда приватно делил:
"Если "выездной" то непременно завербован.
Есди "не выездной" то кому он, спрашивается, нужен?
Хотя тогда ввозили и приторговывали литературой
практически все: Чижов мне продал "Путь" Флоренского за 150 рублей...

архимандрит А


Никитин?))


Re: на Поклонной горе.


=====Чижов мне продал "Путь" Флоренского за 150 рублей... -
- а вот Васка помниЦЦа его же "Столп и Утверждение Истины" приобрёл за 450 рубликов.


Re: на Поклонной горе.

это все бельгийские перепечатки. Я купил эту книжку в Архангельской области за пять рублей у какого-то безумного тракториста, игравшего на гармонике под портретом Сталина, висевшем у него в красном углу. А книги его отца-священника были свалены на чердаке. И среди них "Столп" и полные комплекты "Пути" и "Вопросов Жизни".
Потом правда было искушение купить у книжника с Литейного экземпляр, подаренный Мережковскому с дарственной надписью, да больно цена была велика.

у книжника с Литейного


У Толи "Менакера"?


Re: у книжника с Литейного

нет. Был такой Олег Колпинский. Он купил у кого-то часть архива и библиотеки мережковского. Давно это было...

Re: у книжника с Литейного


Мне Минаков его в 86-м торговал за 850р.


Re: у книжника с Литейного

а Толя "Менакер" это Минаков наверное? Он уже помер.

Re: у книжника с Литейного


Он самый, Минаков.

Само собой помер, ему в середине 80-тых под 60 было.


Сережа Павлов - писал какой-то труд

И где ж этот труд?

Re: Сережа Павлов - писал какой-то труд

сие мне неведомо-прошло около 30 лет.

Re: Сережа Павлов - писал какой-то труд

Это не тот ли Павлов, что в Вырице окормлялся?

Re: Сережа Павлов - писал какой-то труд

нет - с 1983 года о. Иннокентий

Re: Сережа Павлов - писал какой-то труд

отец Иннокентий достоин всяческого уважения:
что то хрустнуло в нём и надломилось в бедняге...

Re: Сережа Павлов - писал какой-то труд


Re: Сережа Павлов - писал какой-то труд

грустно мне глядеть на эти фотографии. Не могу и письма старые читать. Я помню Павлова таким тоненьким и "горящим". А сейчас, когда я его встречаю, то грущу, п.ч. "река времен в своем теченье уносит все дела людей..." и т.д.

  • 1