Письмо из Гродно:
«Гродно
Глядя на то, как "русская народная линия" пытается стравить нашего архиепископа Артемия с митрополитом Вениамином, создать видимость конфликта, противостояния, угрозы для "единства" православия, я не задаюсь вопросом какие грибы ел автор статьи. Мне конечно очень интересно какого лешего они все пристали к нашему епископу. Но... Глядя на реакцию на "рекомендацию" не петь "Магутны Божа" своих соотечественников православных белорусов, мне очень интересно услышит ли наш новый глава, дай Бог ему здоровья, тот месседж, который посылает ему православная паства Беларуси или нет? Услышат ли его наши епископы?
Это послание народа отразившееся в бурных комментариях, статьях, интервью, кухонных дебатах носит следующий характер.
Как общество переставшее воспринимать президента и начальника, как фигуру сакральную, требует от него, быть слугой народа, нанятым народом на эту работу, так и общество церковное ожидает от епископов и митрополитов и разного рода церковных руководителей того, что они будут слугами Христа и своих братьев. Православная общественность, насилием вовлеченная в дискуссию об отношении церкви и государства, вдруг, посмотрела и на свое начальство и захотела увидеть в нем, что-то Божье... И можно ли их за это упрекнуть?
Церковная власть, как и власть светская стала перед важным выбором, трансформироваться или умереть ради "формы". В первых веках христианства быть "епископом" означало быть человеком находящимся в первой группе риска. Быть приговоренным к смерти. Люди не особо рвались в этот статус и апостол Павел вынужден ободрять талантливых, но не глупых лидеров ранней церкви словами: "кто епископства желает, доброго дела желает...". Говорит он эти слова в то время, когда епископов стремились уничтожить в первую очередь, кода в "тренде" было быть бедным, изучать священное Писание, много молиться и посвящать всю жизнь без остатка Богу. Вот что значило быть епископом. Сегодня если бы апостол Павел зрел, что происходит вокруг желания быть епископом, он бы констатировал: "кто епископства желает, тот карьеру сделать желает...". Сегодня в своей половине, если не большинстве, епископ и повыше, это объект халуйского поклонения того, кто пока еще не епископ, в надежде на это самое епископство или мирное устроение своей материальной и душевной жизни. Тело церкви напоминает кита, на огромном туловище которого, большое количество паразитов устраивает свою жизнь. Епископ слуга. Епископ омывающий ноги своим ученикам. Господи, мы не знаем что это такое. В народом воображении епископ, это большой церковный начальник, возглавляющий важные литургии напоминающие пышные театральные постановки, которым позавидуют наши "купаловцы", все ему служат, подают, под руки держат и проявляют всякое желание услужить. Все эти танцы с бубнами вокруг одевания и раздевания их в разные облачения, я никогда не понимал. Я всегда думал, что если человек не может одеться и раздеться самостоятельно, сам себе открыть дверь, сварить кофе, то ему скорее всего пора на покой, на глубокую тихую пенсию. Разве может не дееспособный человек, руководить церковью? Поэтому, когда я вижу бодрого старичка, который отпихивает руки пономарей сам сходит со ступеньки, берет кадило и открывает дверь в машине, у меня кроме священного трепета на тему, блин, кажется настоящий епископ, ничего не возникает.
Поэтому я не удивляюсь той травле, которой подвергаются епископы, которые кроме сытой жизни переживают за большее. Все епископы Беларуси это братья. Так быть должно по Евангелию. А значит они разберутся без помощи экспертов со стороны. Особенно таких экспертов....
Общество на распутье. Но там же и церковь. И теперь глаза тысяч устремлены на наших епископов. Появилась возможность уйти от раболепства перед "государством", подобрать сопли и начать строить храмы за свои деньги, а не за деньги налогоплательщиков. Появилось возможность для миссии, люди многое пережили, люди открыты для того, чтобы услышать Евангелие... Сейчас десятки людей уходят в католицизм из православия, что я не воспринимаю трагически. Так получилось. Но сейчас время, когда все можно изменить. И свернуть на новую дорогу ( а точнее забытую старую) могут те, кто за рулем. Так что смотрим и ждем....
И когда для священника самым важным станет вновь погибающий человек, а не алтарь, тогда у нас снова появится надежда.
Многие и долгие лета митрополиту и всем епископам. Все перед Богом стоять будем».
P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на kalakazospb@gmail.com