kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

Мессы в эпоху короновируса...

Кафолик восточного обряда, достопочтенный sibeaster,
о своем паломничестве в Константинополь-Истамбул:


«Мессы в эпоху короновируса

Фанатам Второго Рима, креста на св. Софию, "проливы - наши" лучше этот пост не читать.

Итак, в современном Стамбуле христиане составляет незначительное меньшинство. Я понимаю, что читать длинные тексты по ссылкам нелегко, но все же очень советую прочесть о событиях 1955 года. После погромов 1955 года, а также ряда э-э-э не дружественных к меньшинствам действий турецкого правительства, последовавших за кипрскими событиями 1963 года, константинопольские греки покинули бывшую имперскую столицу. Оставшиеся греческие церкви и кладбища стоят за высокими заборами с колючей проволокой по верху, опознать их можно лишь по турецкому флагу (на мечетях, кстати, флаги необязательны) и надписи Rum Ortodoksi Kilisi. Никаких расписаний богослужений на воротах нет, попадание во внебогослужебное время чаще всего нереально. Мне удалось проникнуть в патриарший собор на Фанаре только со второго раза (вход через личный досмотр и пропуск вещей через сканер), Влахернскую церковь (мой путеводитель утверждал, что она открыта два раза в неделю) и монастырь Георгия Кудунского (на острове Бююкада - бывший Принкипо) - все это реальные жопы мира по отношению к историческому центру.

Если все же кто алчет и жаждет православной литургии византийского обряда, то вас ждут в церкви Айа-Триада на (вернее, за) площади Таксим. Купол и колокольни этой немаленькой церкви хорошо видны с площади, вход надо искать в неприметной боковой улочке. Воскресным утром, как минимум, церковь открыта. На начало службы (9-00) в церкви наличествовал один священник, два чтеца и целый один мирянин. Я теоретически мог удвоить число мирян, но не ставил перед собой такой задачи: во-первых, у греков литургия предваряется утреней (а это означает, что часами тремя вашей жизни нужно пожертвовать); во-вторых, никакой попытки сделать службу понятной не было (Вы знаете старогреческий? Я - нет. А занудное чтение на непонятном языке хоть и радует ангелов, но не вызывает никаких эмоций человеческих); ну и в-третьих, не в моих правилах болеть за проигравших, а греки свою битву за КПоль проиграли навсегда.

В Стамбуле есть армянская община, которой принадлежит несколько церквей, и которую возглавляет аж патриарх. Я очень слаб в армянском обряде и вообще ноль в армянском языке, так что участие в армянской литургии мной даже не рассматривалось.

Остаются старые добрые латиняне. Поскольку в османской столице находились иностранные посольства, и проживало немало европейцев, католические храмы в Стамбуле были и остались - никто их не громил. Мной было обнаружено их три штуки, и все они сосредоточены в "европейской" (не в смысле континентального места нахождения. а по менталитету) части Стамбула - Бейо'лу (на месте апострофа там буковка g "с хвостиком"; путеводителю транскрибируют ее как "г", но это неверно; скорее там гортанный звук, удлиняющий предыдущую гласную). Кафедральный собор Св. Духа находится уже за Таксимом, но в пределах 5 минут пешком; красивая неоготическая церковь св. Антония Падуанского и скорее похожий на крипту храм св. Марии Драперис стоят непосредственно на улице Истиклаль - главном стамбульском променаде. Их легко проскочить, т.к. фасадами они выходят не на улицу, а во дворы, в которые надо проходить через зарешеченные арки. Во внебогосужебное время церкви открыты по своему расписанию, а вот перед и во время мессы решетки в арке закрыты, и внутрь пускают охранники, которые должны проникнуться вашим неуклонным желанием участвовать в службе Божией (своих-то прихожан они в лицо знают).

На этом позитивные моменты заканчиваются.

Желая как можно полнее вступить в общение с местной общиной, я в первое воскресенье пошел в собор Св. Духа. На входе меня встречала китаянка с требованием надеть маску и взбрызгом какого-то вонючего вещества на ладони. Внутри собора все были в масках. Скамьи были размечены согласно рекомендациям фейковирусных экспертов, т.е. на одной скамье разрешалось сидеть двумя человекам по краям, а место в центре оставлять незанятым; на следующей, наоборот, только один человек в центре и т.д. Центральный проход в главном нефе были размечен кружками, по которым, как потом оказалось, нужно с благоговением и страхом Божиим прыгать к св. Дарам. Наконец, подавляющее большинство собравшихся были те, чья жизнь имеет значение, плюс несколько узкоглазых собратий, европейцев было двое: недостойный аз и дама на предыдущей скамейке.

Входная процессия через неф следовала к алтарю в масках. Священник, правда, при первом целовании алтаря намордник спустил на подбородок и в таком виде оставался до возвращения в ризницу. Диакон (я же был в соборе - тут все по-серьезному) был менее серьезным: он то надевал намордник, то оставлял его висящим на одном ухе. Церковная традиция любит задним числом придавать сакральные смыслы различным бытовым принадлежностям (все эти наши набедренники, "палицы", рипиды и т.д. были вполне себе разумными вещами и лишь с течением времени обросли символами), так что мне даже интересно когда первый богослов придумает значение наморднику, свисающему с уха; мое скромное предложение - это символическое изображение заушения и оплевания Христа в синедрионе. Тем не менее, именно сей честный преемник святых Стефана и Лаврентия со свисающей с уха маске рявкнул с кафедры сразу же после чтения св. Евангелия, что намордник обязателен к ношению в течение всей мессы. Аколиты (ну или как корректнее назвать всех прочих служек) оставались в масках всегда, даже когда находились в пресвитерии. Хор был без масок, но он стоял отдельно от молящихся; хор, кстати, очень достойный с классическим репертуаром, без всяких негритянских тамтамов (я этого побаивался. учитывая расовый состав молящихся). Традиционных распечаток с текстами не выдавали, нужную информацию выводили проектором на большой экран справа от алтаря, что даже удобнее распечаток. Тексты очень пригодились, т.к. я впервые был на английской мессе, и как звучит, например, Sanctus или Agnus Dei на языке Шекспира, не ведал.

Тема намордников была главной в нашем собрании в то воскресенье. Евангельским чтением было Мф. 22:16-22 - фрагмент о динарии кесаря, пророческим - Ис. 45:1-5 (обращение Бога к Киру Персидскому). В проповеди соответственно нам поведали, как Бог спасает ничего не подозревающий народ руками избранных Им правителей, и в данный конкретный момент ужасной пандемии Он поставил нам начальниками людей, предписавших масочный режим. Ну а "отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" означает в современном контексте, по мнению пресвитера, ходить на мессу в маске.

Св. Дары пресвитер преподавал с маской на подбородке; причастники же в намордниках следовали через главный неф, буквально-таки перепрыгивая с кружка на кружок; Дары естественно преподавали только в руки; на свое место нужно было следовать боковыми нефами.

Ну ее на фиг, такую Тайную Вечерю в намордниках, - подумал я, - но это же, наверно, негритянский приход. Пойду-ка я в следующее воскресенье к св. Антонию, там поближе к гостиницам, м.б. там будут белые адекватные люди. К тому же там в 11-30 служат итальянскую и польскую (в крипте) мессы - явно же для нормальных белых людей. Но за неделю я обленился ждать столь поздней службы и пошел-таки на более раннюю (в 10-00) - тоже английскую. В конце концов, негры тоже люди, а их жизнь имеет значение.

Как я ошибся, как наказан! Масочный режим у Св. Духа был детским лепетом по сравнению с намордниками от св. Антония. Местный пресвитер конкретно поехал крышей на фоне Небывалой Пандемии. Он снял маску только во время проповеди, анафоры, ну и личного причащения. Он слушал чтения в маске, он совершал офферторий в маске, он ходил за запасными Дарами в маске, да что уж там греха таить - он причащал народ Божий в маске. В течение службы он несколько раз подзывал к себе аколита-дезынфектора, чтобы тот брызнул спиртом на пресвитерские длани.

Евангельским чтением в тот день был Мф. 22:35-40 о двух главных заповедях в Законе. Ну и как, вы думаете, звучали они в устах ебнутого попа? Правильно, носите маску, смерды!

Самое ужасное происходило во время причащения мирян. Видимо, местные негры уже все поняли про обосравшегося от страха батюшку, и бОльшая их половина остались на местах - "причащаться духовно". Те же смелые овцы, что решились все-таки принять Тело Христово из рук паникующего пастуха, должны были следовать в наморднике вплоть до его трусливой персоны. Предписанный миссалом диалог выглядел в тот день так:
Пастырь: Put off your mask! Body of Christ
Овца: Amen
Пастырь (не дожидаясь Аминя, торопливо и брезгливо бросает гостию в руки овцы): Put on your mask! Go!

Если вы думаете, чо после этого нас благословили и позволили уйти с миром, то вы ошибаетесь! Вместо положенной минуты тишины после причащения батюшка в наморднике вышел вновь учить народы. Поскольку он считал собравшихся неграми дебилами, его речь сопровождалась жестами и пантонимой. Неужели так трудно запомнить, - визжал пастырь, - простые правила: подходим к причащению (он упорно избегал термина Тело Христово, для него ЭТО было holy communion) в маске, снимаем ее только передо мной, получили святое причащение в руки, сделали шаг в сторону, положили ЭТО в рот и сразу надели маску. Разве вы не знаете, что сорок (СОРОК) процентов заражений в Турции приходится на Стамбул? Неужели вы хотите, чтобы церкви опять закрыли? и т.д. и т.п. Ну и завершилось все требованием сразу же после ухода пресвитера очистить помещение, не задерживаться во дворе, ни с кем в разговоры не вступать и т.д.

ИМХО, произошедшее Тайной вечерей не было. Бедные местные негры! И бедный я...

Все-таки, похоже, на период Небывалой Пандемии мое общение с Церковью прервется. Назовем это отпуском за свой счет».

отсюда
Tags: sibeaster, Апокалипсис наших дней
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments