kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

Мессы в эпоху короновируса...

Кафолик восточного обряда, достопочтенный sibeaster,
о своем паломничестве в Константинополь-Истамбул:


«Мессы в эпоху короновируса

Фанатам Второго Рима, креста на св. Софию, "проливы - наши" лучше этот пост не читать.

Итак, в современном Стамбуле христиане составляет незначительное меньшинство. Я понимаю, что читать длинные тексты по ссылкам нелегко, но все же очень советую прочесть о событиях 1955 года. После погромов 1955 года, а также ряда э-э-э не дружественных к меньшинствам действий турецкого правительства, последовавших за кипрскими событиями 1963 года, константинопольские греки покинули бывшую имперскую столицу. Оставшиеся греческие церкви и кладбища стоят за высокими заборами с колючей проволокой по верху, опознать их можно лишь по турецкому флагу (на мечетях, кстати, флаги необязательны) и надписи Rum Ortodoksi Kilisi. Никаких расписаний богослужений на воротах нет, попадание во внебогослужебное время чаще всего нереально. Мне удалось проникнуть в патриарший собор на Фанаре только со второго раза (вход через личный досмотр и пропуск вещей через сканер), Влахернскую церковь (мой путеводитель утверждал, что она открыта два раза в неделю) и монастырь Георгия Кудунского (на острове Бююкада - бывший Принкипо) - все это реальные жопы мира по отношению к историческому центру.

Если все же кто алчет и жаждет православной литургии византийского обряда, то вас ждут в церкви Айа-Триада на (вернее, за) площади Таксим. Купол и колокольни этой немаленькой церкви хорошо видны с площади, вход надо искать в неприметной боковой улочке. Воскресным утром, как минимум, церковь открыта. На начало службы (9-00) в церкви наличествовал один священник, два чтеца и целый один мирянин. Я теоретически мог удвоить число мирян, но не ставил перед собой такой задачи: во-первых, у греков литургия предваряется утреней (а это означает, что часами тремя вашей жизни нужно пожертвовать); во-вторых, никакой попытки сделать службу понятной не было (Вы знаете старогреческий? Я - нет. А занудное чтение на непонятном языке хоть и радует ангелов, но не вызывает никаких эмоций человеческих); ну и в-третьих, не в моих правилах болеть за проигравших, а греки свою битву за КПоль проиграли навсегда.

В Стамбуле есть армянская община, которой принадлежит несколько церквей, и которую возглавляет аж патриарх. Я очень слаб в армянском обряде и вообще ноль в армянском языке, так что участие в армянской литургии мной даже не рассматривалось.

Остаются старые добрые латиняне. Поскольку в османской столице находились иностранные посольства, и проживало немало европейцев, католические храмы в Стамбуле были и остались - никто их не громил. Мной было обнаружено их три штуки, и все они сосредоточены в "европейской" (не в смысле континентального места нахождения. а по менталитету) части Стамбула - Бейо'лу (на месте апострофа там буковка g "с хвостиком"; путеводителю транскрибируют ее как "г", но это неверно; скорее там гортанный звук, удлиняющий предыдущую гласную). Кафедральный собор Св. Духа находится уже за Таксимом, но в пределах 5 минут пешком; красивая неоготическая церковь св. Антония Падуанского и скорее похожий на крипту храм св. Марии Драперис стоят непосредственно на улице Истиклаль - главном стамбульском променаде. Их легко проскочить, т.к. фасадами они выходят не на улицу, а во дворы, в которые надо проходить через зарешеченные арки. Во внебогосужебное время церкви открыты по своему расписанию, а вот перед и во время мессы решетки в арке закрыты, и внутрь пускают охранники, которые должны проникнуться вашим неуклонным желанием участвовать в службе Божией (своих-то прихожан они в лицо знают).

На этом позитивные моменты заканчиваются.

Желая как можно полнее вступить в общение с местной общиной, я в первое воскресенье пошел в собор Св. Духа. На входе меня встречала китаянка с требованием надеть маску и взбрызгом какого-то вонючего вещества на ладони. Внутри собора все были в масках. Скамьи были размечены согласно рекомендациям фейковирусных экспертов, т.е. на одной скамье разрешалось сидеть двумя человекам по краям, а место в центре оставлять незанятым; на следующей, наоборот, только один человек в центре и т.д. Центральный проход в главном нефе были размечен кружками, по которым, как потом оказалось, нужно с благоговением и страхом Божиим прыгать к св. Дарам. Наконец, подавляющее большинство собравшихся были те, чья жизнь имеет значение, плюс несколько узкоглазых собратий, европейцев было двое: недостойный аз и дама на предыдущей скамейке.

Входная процессия через неф следовала к алтарю в масках. Священник, правда, при первом целовании алтаря намордник спустил на подбородок и в таком виде оставался до возвращения в ризницу. Диакон (я же был в соборе - тут все по-серьезному) был менее серьезным: он то надевал намордник, то оставлял его висящим на одном ухе. Церковная традиция любит задним числом придавать сакральные смыслы различным бытовым принадлежностям (все эти наши набедренники, "палицы", рипиды и т.д. были вполне себе разумными вещами и лишь с течением времени обросли символами), так что мне даже интересно когда первый богослов придумает значение наморднику, свисающему с уха; мое скромное предложение - это символическое изображение заушения и оплевания Христа в синедрионе. Тем не менее, именно сей честный преемник святых Стефана и Лаврентия со свисающей с уха маске рявкнул с кафедры сразу же после чтения св. Евангелия, что намордник обязателен к ношению в течение всей мессы. Аколиты (ну или как корректнее назвать всех прочих служек) оставались в масках всегда, даже когда находились в пресвитерии. Хор был без масок, но он стоял отдельно от молящихся; хор, кстати, очень достойный с классическим репертуаром, без всяких негритянских тамтамов (я этого побаивался. учитывая расовый состав молящихся). Традиционных распечаток с текстами не выдавали, нужную информацию выводили проектором на большой экран справа от алтаря, что даже удобнее распечаток. Тексты очень пригодились, т.к. я впервые был на английской мессе, и как звучит, например, Sanctus или Agnus Dei на языке Шекспира, не ведал.

Тема намордников была главной в нашем собрании в то воскресенье. Евангельским чтением было Мф. 22:16-22 - фрагмент о динарии кесаря, пророческим - Ис. 45:1-5 (обращение Бога к Киру Персидскому). В проповеди соответственно нам поведали, как Бог спасает ничего не подозревающий народ руками избранных Им правителей, и в данный конкретный момент ужасной пандемии Он поставил нам начальниками людей, предписавших масочный режим. Ну а "отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" означает в современном контексте, по мнению пресвитера, ходить на мессу в маске.

Св. Дары пресвитер преподавал с маской на подбородке; причастники же в намордниках следовали через главный неф, буквально-таки перепрыгивая с кружка на кружок; Дары естественно преподавали только в руки; на свое место нужно было следовать боковыми нефами.

Ну ее на фиг, такую Тайную Вечерю в намордниках, - подумал я, - но это же, наверно, негритянский приход. Пойду-ка я в следующее воскресенье к св. Антонию, там поближе к гостиницам, м.б. там будут белые адекватные люди. К тому же там в 11-30 служат итальянскую и польскую (в крипте) мессы - явно же для нормальных белых людей. Но за неделю я обленился ждать столь поздней службы и пошел-таки на более раннюю (в 10-00) - тоже английскую. В конце концов, негры тоже люди, а их жизнь имеет значение.

Как я ошибся, как наказан! Масочный режим у Св. Духа был детским лепетом по сравнению с намордниками от св. Антония. Местный пресвитер конкретно поехал крышей на фоне Небывалой Пандемии. Он снял маску только во время проповеди, анафоры, ну и личного причащения. Он слушал чтения в маске, он совершал офферторий в маске, он ходил за запасными Дарами в маске, да что уж там греха таить - он причащал народ Божий в маске. В течение службы он несколько раз подзывал к себе аколита-дезынфектора, чтобы тот брызнул спиртом на пресвитерские длани.

Евангельским чтением в тот день был Мф. 22:35-40 о двух главных заповедях в Законе. Ну и как, вы думаете, звучали они в устах ебнутого попа? Правильно, носите маску, смерды!

Самое ужасное происходило во время причащения мирян. Видимо, местные негры уже все поняли про обосравшегося от страха батюшку, и бОльшая их половина остались на местах - "причащаться духовно". Те же смелые овцы, что решились все-таки принять Тело Христово из рук паникующего пастуха, должны были следовать в наморднике вплоть до его трусливой персоны. Предписанный миссалом диалог выглядел в тот день так:
Пастырь: Put off your mask! Body of Christ
Овца: Amen
Пастырь (не дожидаясь Аминя, торопливо и брезгливо бросает гостию в руки овцы): Put on your mask! Go!

Если вы думаете, чо после этого нас благословили и позволили уйти с миром, то вы ошибаетесь! Вместо положенной минуты тишины после причащения батюшка в наморднике вышел вновь учить народы. Поскольку он считал собравшихся неграми дебилами, его речь сопровождалась жестами и пантонимой. Неужели так трудно запомнить, - визжал пастырь, - простые правила: подходим к причащению (он упорно избегал термина Тело Христово, для него ЭТО было holy communion) в маске, снимаем ее только передо мной, получили святое причащение в руки, сделали шаг в сторону, положили ЭТО в рот и сразу надели маску. Разве вы не знаете, что сорок (СОРОК) процентов заражений в Турции приходится на Стамбул? Неужели вы хотите, чтобы церкви опять закрыли? и т.д. и т.п. Ну и завершилось все требованием сразу же после ухода пресвитера очистить помещение, не задерживаться во дворе, ни с кем в разговоры не вступать и т.д.

ИМХО, произошедшее Тайной вечерей не было. Бедные местные негры! И бедный я...

Все-таки, похоже, на период Небывалой Пандемии мое общение с Церковью прервется. Назовем это отпуском за свой счет».

отсюда
Tags: sibeaster, Апокалипсис наших дней
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments