"Заметки о Тобольской Духовной семинарии, часть 3
Процесс обучения
Теперь можно поговорить о процессе собственно академического обучения. Как уже было сказано, количество общегуманитарных, естественнонаучных и прикладных дисциплин в семинарии очень ограничено, хотя, справедливости ради всё же скажу, что количество их часов достаточно существенное, так, например, историей России закрывалось большинство окон на 1-2 курсах. И преподаватель был весьма не плох, на его парах можно было почерпнуть много интересных фактов, касающихся исторического развития России и мировой цивилизации в целом. Преподавалась психология, но часов было крайне мало, поэтому по факту времени хватало лишь на нейрофизиологию и парочку основных психологических кейсов.
Одним из самых прикладных и реально нужных предметов было правоведение, которое называлось длиннющим выражением “Правовые и экономические основы деятельности канонических подразделений РПЦ”. В эти лекции входил также краткий курс финансовой грамотности, преподаватель-большой профессионал, бухгалтер, в общем было классно и парочку интересных фишек в плане налогового законодательства и составления разного рода отчётностей можно было запомнить. Но часов на это выделяется жутко мало, уж не знаю, то ли это Учебный Комитет требует именно такого их количества, в чем я сомневаюсь, то ли просто Его Куполообразнишейство не хочет, чтоб мы становились шибко грамотными, а то ещё вопросы начнем лишние задавать про “весьма аскетичную и несребролюбивую” церковную экономику, свисающие бока которой иногда проглядываются сквозь толщу скромных автомобилей настоятельницы Покровского женского монастыря, игуменьи Феофании (Мискиной), богоугодных загородных резиденций патриарха Кирилла, благочестивых кортежей епископата и иных проповедников нестяжательности. Ну, сие нам неизвестно, так что просто факт: часов правоведения крайне мало, всего раз в неделю последней парой в пятницу на последнем году обучения в течение одного семестра. Также преподавались иностранные языки: английский, немецкий, плюс латынь и древнегреческий(койне), они интересные. К языкам добавлялись русский и церковно-славянский (ЦСЯ) языки, часов ЦСЯ было много, а толку вот мало, ибо он никому не интересен, так как язык искусственный, вымышленный и разработан специально для совершения обрядов культового характера в русской православной традиции. На парах чувствовался странный диссонанс между бесполезностью пары и грамотностью преподавателя. Преподаватель-образованнейший, приятный, понимающий и уважаемый человек(без шуток), к которому и я отношусь с большим теплом, но ЦСЯ-тошнота смертная, хотя преподавателю он очень нравился. К числу естественно-научных предметов относился лишь один- Концепции современного естествознания (КСЕ)- это реально стоящий предмет, на котором можно переключиться с наблюдения православия тобольского разлива на что-то адекватное и верифицируемое. Дело в том, что обучают в семинарии вещам в основном сугубоцерковным и эфемерным, не поддающимся эмпирической проверке, следовательно, польностью отключающим критическое мышление и подавляющим адекватное восприятие реальности. Поэтому КСЕ воспринимается как глоток свежего воздуха в душной комнате безумной религиозности, наполненной затхлым смрадом обрядоверия . Читать и слушать про Декарта, Ухтомского, Лейбница, Гейзенберга, Вернадского, Эйнштейна, Леметра с нормальным преподавателем куда интересней и здравомысленнее, чем выслушивать очередную порцию бешеных речей проректора по воспитательной работе иеромонаха Макария(Ющенко), человека весьма недалёкого, вышедшего из рядов тех самых вахтовиков-заменителей. Достаточно большой упор на 2 курсе делался на философии, дисциплине весьма увлекательной и познавательной. Изучается мысль Сократа, Платона, Аристотеля, неоплатоников, философия периода эллинизма: стоицизм, эпикурейство и др., западноевропейская схоластика: Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, философия Эпохи Возрождения: Франческо Петрарка, Лоренцо Ваала, Мишель Монтень, философия Нового Времени: Бэкон, Рене Декарт, Паскаль, Ньютон, философия Эпохи Просвещения: Вольтер, Руссо, Немецкая классическая философия Канта, Фихте, Гегель и современная западная философия: Ницше, экзистенциализм и многое другое. На этом список основных общеобразовательных светских дисциплин заканчивается. Основной курс обучения в семинарии составляет блок предметов богословского цикла. К ним относятся: История РПЦ, как уже было сказано, это та же история России, только рассмотрена со стороны взгляда изнутри самой Церкви. Должен сказать, что этот предмет по значимости можно сравнить с курсом истории России, что дает возможность основательно погрузиться в дебри контекстуального исторического анализа в глубь истории с разных позиций. Также преподается история Древней Церкви(1-11 века н.э). Данный курс мне кажется восхитительным, так как он предполагает изучение истории Римской Империи, Византии, или Восточной Римской Империи, центров африканской учёности(Карфагена и Александрии), также этот курс даёт ценные знания о культуре, обычаях, образовании, литературных памятниках и архитектурном наследии чудных цивилизаций древности. К важнейшим дисциплинам семинарского образования относится патрология, предмет которой заключается в изучении мысли учителей и отцов Церкви: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Паламы, Оригена, Климента Александрийского, блаженного Августина и других мыслителей, внесших существенный вклад в развитие европейской цивилизации. К узконаправленным дисциплинам я бы отнёс изучение Писания Ветхого и Нового Завета( Библии) и почти бессмысленных пар литургики-изучения устава богослужений, 80% пар этого предмета стоило бы вообще убрать из контекста обучения, так как никакой интеллектуальной ценности данный, как его именуют сами рясолюбы, “раздел богословия” вообще не представляет, а весь этот церковный обряд есть ничто иное, как переливание из пустого в порожнее, пустая трата времени, упражнение в словоблудии и набор различных телодвижений с подтанцовкой свечконосцев.
Совместно с традиционными парами в ТДС иногда проводятся встречи с какими-нибудь людьми, личности которых, по мнению Капалина, являются чрезвычайно интересными. На самом деле, конечно, это не так. Примерно раз в месяц Владыка приглашает выступить перед семинаристами какого-нибудь очередного персонажа с психическими отклонениями. Как правило, такие встречи организовываются после занятий и обеда. Эти беседы, согласно мыслям архиерея, призваны укрепить молодое поколение в вере и держать разум в лоне истинного учения. Но персонажи там бывают настолько идиозные, что шизофренией от них пахнет за километр. Особенно ярко мне запомнился случай встречи с двумя очень странными женщинами, которые сидели перед сёмиками, пели песни на религиозную тематику под гитару, заканчивая каждый куплет словами “Аминь! Аллилуйя”, толкали какие-то безумные речи о том, что нужно спасаться в Церкви и апокалипсис нам не страшен, а затем принялись признаваться митрополиту в любви. Я, сидя перед всем этим безумием, ещё не осознавал всю глубину проблемы со здравым смыслом в семинарии и РПЦ в принципе, но фундамент критического мышления был заложен именно в этот момент. И такие встречи, которые попросту отнимают у здоровых людей время, проводятся регулярно, на них действительно происходит какая-то психоделика, которой с другого берега помахивают рукой санитары. Напомню, что гости приглашаются именно с целью некоего абстрактного духовного укрепления, что по факту означает разрушение сознания. Также мне помнится встреча с представителем общественной организации “Двуглавый Орёл”, с деятельностью которой можно глубже ознакомиться на просторах интернета (https://rusorel.info). Вкратце скажу,что организация занимается продвижением в массы неорусской идеологии и теориями построения православной державы на территории России. По версии господ из “Двуглавого Орла”, Россия являет собой абсолютно исключительную страну, несущую в своих недрах свет православия, и именно через Россию мир должен увидеть этот свет. Для этих целей руководить страной с необходимостью должен помазанник-император, который во всём будет действовать единодушно с Церковью и под Её покровительством, ведь только тогда возможно “восстановление исторической справедливости”. В посылке идеологов из этого круга очень сильно слышно обращение к идеалу мифической Святой Руси. Напомню, что корни данного исторического мифа уходят ко времени Ферраро-Флорентийской унии (1438г.) и падению Константинополя (1453г.), когда Россия в действительности оказалась единственной Православной державой. Осмысление этого факта наряду с централизацией России и усилением позиций Москвы на международной арене привели к общерусской теории “Москва- Третий Рим”, которая провозгласила преемство монархии и церквоной власти от Рима и Константинополя. Русские князья и церковная элита того времени чувствовали свое мессианское значение, а позднее значительное увеличение территории государства и некоторые военные успехи подкрепили это ощущение. Такое самомнение привело к тому, что при императоре Николае I должна была быть совершена грандиозная по своим масштабам авантюра: войска Святой Руси должны были благоговейно вторгнуться на территорию Османской империи, освобождая от турок Константинополь и Балканы путём физического уничтожения турецкого населения с христианской кротостью и вернуть православию на этих землях былое величие под предлогом методов богоугодной священной войны. В это время образовывается новая государственная идеология-теория официальной народности, знаменитое: “Православие, Самодержавие, Народность”. Всё это закончилось тем, что Балканы России, конечно, удалось взять под свой протекторат, а с Константинополем, разумеется, ничего не получилось. После войны с Турцией Россия получила международную изоляцию, большие экономические и человеческие потери. И ворох этих проблем пришлось разгребать одному из самых адекватных императоров- Александру II, поэтому можно смело говорить, что никакая идеология не приводит ни к чему хорошему. Тем временем милейший товарищ из “Двуглавого Орла” активно пытался всадить в головы молодым юношам и девушкам необходимость создания имперского строя на территории РФ и с большой долей убежденности говорил, что если кто-то из присутствовавших в зале не винит себя за смерть государя-императора Николая II, то этот человек не может называть себя русским. Также представитель секты царебожников явил себя активным противником либеральности и идеи свободы слова и действий, в том числе свободы сексуальной, поэтому он убеждал нас, что может по одному лишь взгляду определить, имел ли кто-то из присутствовавших в зале интимный опыт или нет(почему его интересовал именно этот вопрос-осталось неизвестным). Если серьёзно, то мне иногда реально становилось страшно, потому что приходилось находиться в обществе зомбированных людей, таких как приглашённые гости, несущие откровенный бред, митрополит, у которого в голове стоит чип с установкой на православный коммунизм, где нет места инакомыслию, и все стройными рядами шагают в светлое будущее Царствия Небесного, и православные национальные шовинисты. Справедливости ради отмечу, что совсем редко были встречи и с вполне приятными людьми, но таких встреч на память мне приходит всего 3, что бесконечно мало в нескончаемом потоке невменяемости. А в остальном же подобные практики- это целая идеология, несущая фатальные разрушения для человека.
Пары с Димитрием и Макарием
Следующий блок потери времени открывают дисциплины, преподаваемые Ректором семинарии, митрополитом Димитрием и его верным приспешником, проректором по воспитательной работе, иеромонахом Макарием(Ющенко). Первое, что хочется отметить, так это то, что эти ребята явно не в себе, и преподавание у них соответственно такое же. Начнём с обзора пар Его Ультрапреосвященства. Этот кадр преподаёт 2 дисциплины: Нравственное богословие и Пастырское богословие, преподаваемые на 3 и 4 курсе соответственно, предмет которых сводится к...ничему..вообще. Студент сидит 2 пары подряд в аудитории, атмосфера в которой полнится духом православия головного мозга, и выслушивает со смиренным видом чтение конспекта, записанного бородатым товарищем во время его обучения в семинарии ещё при Андропове в 80-х годах. Записан в этих конспектах всякий мозгодробительный невыносимый бред, состоящий из набора стандартных дико благочестивых словесных конструкций. От преподавания этих типа важных типа “дисциплин” удавиться хочется через 2 минуты нахождения в аудитории, а от вида самого Крайнепреосвященства рвотные позывы можно ощутить даже в ногтях. Почему так происходит? Потому что изучение благочестивых бредней представляет из себя процесс высиживания с прямой спиной трёх часов и конспектирования курса “основ нравственной жизни”, взятого из головы Драндулета Пароходовича. При этом сидеть нужно так, чтобы тебя не заподозрили в измене Церкви, в замышлении революции и в делах “греховного эгоизма”. Характер у представителя казённого православия мерзкий, поэтому под санкции за нехристианское положение тела можно попасть неожиданно быстро. По сути дела, эти лекции - просто разговоры ни о чём и пережевывание одних и тех же затертых до дыр фразочек типа “Греховный эгоизм”, “Подвиг любви”, “Прийти в себя”, “Войти в клеть свою”, что, по мнению кем-то там уважаемого профессора, является совершенно необходимой частью воспитания христианина. Во время пар взгляд у студента должен быть такой, словно уровень его интеллекта находится где-то между пачкой макарон и надувной лодкой, так как Владыка очень не любит умных глаз, ведь звёздочка на небосклоне одна, и это-преподаватель “Нравственного богословия”; да и в целом во время обучения студенту желательно передвигаться с лицом недоразвитого придурка, что на церковном языке обычно именуют смиренномудрой отрешенностью от греховного мира.
Время на таких лекциях тянется очень долго и считается буквально каждая минута до звонка. А после пары конспект полнится вышеуказанными фразочками в разном порядке и какой угодно конфигурации. На зачете требуется дословное знание последовательности нравственных выпердов и форм словесного поноса. Преподавание этих когнитивных недоразумений происходит потому, что Владыке просто необходимо общение со студентами, которые могут стать его будущими рабами, приняв священническую присягу и рукоположение. На своих парах сей благообразный старец пытается обработать молодое поколение безумными речами о правильной жизни, которая, конечно, может происходить только под покровом Матери-Церкви, ведь за её пределами- ужас и смерть. Подобное чувство ксенофобии преподаватель этой болтологистики всеми силами пытается привить и парням, зажимая их сознание в тисках слепой веры в каждое слово, вывалившееся из благочестивых уст “почтенного” архиерея. Те, кто послабее, - поддаются на популистские выкрики седовласого зазывалы, кто помудрее, хочет, чтобы безумие, творящееся в аудитории, поскорее закончилось. “Пастырское богословие” является логическим продолжением курса “Нравственного богословия”, те же тошнотворные речи, та же духота мысли, то же скудоумие, та же зомбированность, только уже на 4 курсе. Занятия по Димитроведению идут в течение 3 и 4 курса по 2 пары в неделю, за это время хорошо успеваешь прочувствовать и увидеть ту обезьяну с тарелками, которая конвульсивно бьётся в голове, по видимому, всех представителей епископата. Нужно сказать, Димитрий не один такой “выдающийся” мыслитель русского православия, нет, он-один из числа непрерывно разрастающейся армии клонов , чьи имена можно увидеть, открыв последние страницы Православного календаря, в разделе “Архиереи РПЦ”.
Следующий представитель Идиотных войск Тобольской семинарии - второе лицо после приснопоминаемого главы Тобольской Митрополии, Его Преподобие, проректор по воспитательной работе, преподаватель гомилетики и Канонического права, иеромонах Макарий (Ющенко). Преподобный отец - один из главных проводников учения тобольского семинаразма в уши студентов. Многие фразы этого недоразумения образовательной системы разлетелись на афоризмы. Например: “Твари небожьи!”, “Пусть земля под ногами горит у того, кто не умеет читать на церковно-славянском!”, “Надо отделять мух от котлет”, “Мы здесь проповедуем ученье церковное”, “Двух зайцев убиваем: и Господеви трудимся, и в миру деньги зарабатываем”, “Брат, брат”. Также сей благообразный муж автор таких бестселлеров, как “Волк в кителе”, “Напрасно хлеб церковный ешь”, “Червь на теле Матери-Церкви”, “Назвался груздем-полезай в кузов”. “Если кто не заметил, то у вас сейчас каникулы”, “На шее у Матери-Церкви”. Следующие идиозмы стали известны также благодаря деятельности отца-проректора: “Свернул ты не на ту дорожку”, “Бочком-бочком”, “Мы сюда не сомневаться пришли”, “Так святые отцы говорили”. С его фразочек реально разрывает от смеха, ведь в его голове они приобретают совершенно маниакальную окраску и почему-то рождаются с завидной частотой. На каждый день у преподобного в кармане припасен очередной церковизм. Если мысли студента противоречат мыслям священноначалия, то тут вылетает: “Покажи мне святого отца, у которого так написано”, Если студент указывает на очевидную ошибку в работе семинарского аппарата-получите:“Не надо тут воду баламутить” или “Ты лодку не раскачивай”, а если поведение семинариста выбивается за узкие рамки мышления сего гиеновидного словоблуда, то “Ты-гнилой помидор”, также “В тебе трещина, ты в неё всех засасываешь”, или... “Что вы делаете в Церкви?”. А излюбленное выражение нашего рыбака(рыбалка-его единственное увлечение, на неё он ездит очень часто, до нескольких раз в неделю) - “Не в ту лодку сел”, этим он пытается показать, что несогласие студента со случаем очередного неадеквата устройства семинарии и просто абсурда священноначалия расценивается как неправильность мысли, несоответствие требованию Духовной школы и иное безосновательное испражнение речевого аппарата, направленное на манипуляцию студентом. В целом, можно сказать, что Макарий исполняет роль ручного болванчика Димитрия и нужен он просто для того, чтобы хоть кто-то номинально был на посту проректора по воспитательной работе и постоянно капал на мозг студента многочисленными безумствами, выражающимися в форме невменяемых проповедей, постоянного ора, недовольства и поведения, явно указывающего на то, что у человека не всё хорошо с головой. Это административное лицо семинарии являет собой пример того, каким не должен быть руководитель, хотя и у отца-рыбака есть положительные стороны. Стоит сказать, что сам Макарий пришёл в Церковь в достаточно зрелом возрасте с уже сформировавшимися взглядами на жизнь и с определенным мироощущением. Будущий клирик, в миру- Евгений Борисович Ющенко, закончил юридический факультет Тюменского Государственного Университета, то есть по образованию он юрист. Правда, он не из тех юристов с большой буквы, начитанных и интеллигентных, какими мы привыкли себе представлять людей, осуществляющих правовую практику, а походит он, скорее, на канцелярскую крысу или гиену, по крайней мере, внешний вид у него такой. Весьма отталкивающие внешние данные вкупе со злобным взглядом и ужасной бестактностью, граничащей с откровенным хамством, составляют главные черты нашего батюшки. Умом данный товарищ не блещет, не блещет он вообще ничем, кроме, разве что, умением складывать объяснительные студентов в их личные дела и требовать написания новых, так как Евгений Борисович получает огромный кайф от свеженаписанной бумаги(т.е объяснительной), а удовольствие, от “прижучивания” парнишки за какую-нибудь провинность для него, как мне кажется, не сравнится ни с чем. Но нужно отдать ему должное, с возрастом и опытом он стал добрее и снисходительнее, за что его можно похвалить. Мне помнятся моменты, когда он прощал парней даже за достаточно серьезные проступки, но такого отношения преподобного ещё нужно дождаться. Также наш выбившийся в проректра вахтовик очень любит воспитательские совещания, которые созываются раз в неделю для промывания мозгов человека, который, по мнению священноначалия, или какого-нибудь сударя из тех самых 80% дежпомов являет собой образец неблагонадёжного поведения, но зачастую воспитательские назначаются потому, что человек может попросту не нравиться дежпому или Макарию, и отец-батюшка очень хочет его пропесочить, а потом вывесить распоряжение с понижением оценки по поведению на 5 с минусом(да-да, в Тобольской семинарии, наверное, как и в других семинариях, выставляются оценки по поведению). За 5 с минусом урезаются все выплаты в 2 раза. За 4 студент совсем лишается выплат и за 3 следует отчисление. В целом, Макарий неприятный человек, и очень мнительная персона. Преподаватель, конечно, из него тоже никакой. Вся его педагогическая метода заключается в чтении книги непосредственно им самим или по очереди студентами. Как видно, на лекцию это не похоже, но, как и 90% всего в семинарии, его пары входят в число просто мероприятий для галочки, не несущих никакой реальной пользы. Напомню, что рыбак-любитель преподаёт Гомилетику на 3 курсе и каноническое право на 4, так что времени воспитанник проводит с ним предостаточно, можно отметить, что атмосфера на парах Макария намного лучше, чем на парах Димитрополита. Во время лекций Евгения Борисовича можно расслабиться, посидеть, почитать свои книги, не обращая особого внимания на бородатого человека впереди. Главное- не пропустить момент, когда книга по очереди чтения, как во 2-м классе, перешла именно к тебе, иначе крестоголовый друг может заподозрить неладное.
Подводя итог краткому описанию характеристик двух наиболее одиозных адептов истиннотобольсокго православия, Евгения Борисовича и Алексея Капалина, хочется сказать, что эти маргиналы хоть и ведут определённую работу по привлечению свежей крови на епархиальный заводик по производству средневековых предрассудков, тем не менее тренировочный центр по подготовке воинов христовых рассыпается прямо на глазах. По словам самих рыцарей брани духовной, такая ситуация складывается потому, что наша христолюбивая Русь, веками копившая мудрость благочестия, истощается молитвенниками и старцами, что приводит к соблазнам мудрости века сего и лукавому измышлению. На самом же деле, туда просто поступать никто не хочет. Из семинарии каждые полгода убегают нормальные люди, понимая, что творящаяся там православная вакханалия опасна для здорового человека. А к наиболее ярким и талантливым людям руководство семинарии относится с большим подозрением, ведь таких зомбировать гораздо сложнее, чем податливых воздыхателей мифов о Святой лубочной Руси и зефирного православия. Выдающихся студентов стараются привести к стандартному виду и соответствию церковному ГОСТу, если не получается, многих отчисляют даже в том случае, если они могут принести реальную пользу епархии и семинарии. Таким образом, совокупность факторов привела к тому, что ТДС пустеет, вымирает, сейчас там учится не более 40 человек, а благодаря политике Димитрия, если, конечно, она не изменится, через год-два семинаристов останется человек 20 и их вообще можно будет заносить в Красную Книгу.
Хочется также заметить, что несколько лет нахождения в обстановке режима, старающегося контролировать все стороны жизни человека, накладывает свои отпечатки, а перманентное наблюдение за представителями религиозной олигофрении и выслушивание их безумных речей, наряду с впитыванием разрушающей нейронные связи бессмысленной сугубо церковной информации, притупляет естественное развитие личности. В связи с этим, по-моему мнению, чтобы несколько лет жизни не прошли впустую, умеющему критически мыслить студенту семинарии крайне необходимо иметь увлечение или круг общения, не связанный с пребыванием на конвейере свечкопродавцев...."
P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на kalakazospb@gmail.com