kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

Несбывшаяся ажидация...

"Я искал облегчения от тоски и томления духа
и явился просто в чине ожидателя. ..
Вечером я погулял немножко в одиночестве по городу
и это произвело на меня
еще более удручающее впечатление:
изобилие портерных и кабаков,
группы солдат,
испитые тени какой-то бродяжной рвани
и множество снующих по тротуарам
женщин известной жалкой профессии", –
так описывает Николай Семёнович Лесков
свое появление в Кронштадте конца 1880-х.
И островную гостиницу именует "Ажидацией",
ибо останавливались в ней
дожидающия свидания с самим "батюшкой",
отцом Иоанном Сергиевым:
" Я этому человеку в его святость совсем не верю:
я вот к нему со своею больною двенадцать рублей проездил,
а он мне всего десять рублей подал! Это подлость!
Пьет из ушата, а цедит горсточкой;
а его подлокотники в трубы трубят и печатают.
Это базар!"
http://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_0550.shtml
И много чего ещё можно прочесть
нелестнаго в лесковских "Полунощниках"
и про самого кронштадтского пастыря
и про падкое на его имячко
достославный мир
околоцерковных "кукотов и кукоток".
Что поделать, недрузи негламурнаго православия,
не любил великий русский
бытописатель церковной яви,
а порой и церковного непригляду,
кронштадящего пастыря,
да ещё как не любил.
В чём-чём, а в попах Николай Семёныч
уж точно разбирался,
да и знавал он их непонаслышке,
а с самого что ни на есть "сблизиру",
почти что в "неглиже";
множество в том поповском сословии
подмечал изъянов,
а всё одно к нему благоволил,
но вот от отца Иоанна Сергиева
его почему-то воротило:
"На сих днях он исцелял мою знакомую,
молодую даму Жукову и живущего надо мною попа:
оба умерли, и он их не хоронил..." –
а это уже из письма Лескова Льву Толстому
http://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_0550.shtml.
Настораживающе харизматное,
и с точки зрения традиционной аскетики
духовно "прелестное",
очевидно прорывалось в молитвенном опыте
кронштадтского светоча веры:
отец Иоанн в молебствиях никогда ведь не просил,
а дерзновенно требовал у Бога исцеления.
Да и священство своё соизмерял
не как вытягиватель соборной лямки и череды,
но как власть от Бога имеющий:
"Будете Моим именем бесы изгонять..."
Кто из духовенства того времени
не сознавал условность
сих Христовых уверений,
да и сама тогдашняя церковность
в своём школьном богословии уверяла
будущих пастырей,
что время харизматных даров,
излившихся на апостолов
во время святой Пятидесятницы,
давно уже миновало.
И тут к веками выверенной,
интонационно эстетски умеренной,
литургической практике Церкви
отец Иоанн Сергиев стал добавлять
"хлыстовского толка аберации",
точно не привычная это слуху "обедня",
какую надлежало благочестиво "отстоять",
а само предстояние
пред живым и огньпалящим Господом...
Tags: Возвращение к нощи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments