kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Сказочный герой...

Достопочтенный banshur69:


"Когда человек умирает - изменяются его портреты..."

"Сегодня прощались с Мягковым - и я впервые подумал, что страна хоронила своего героя. Бывает герой эпический, богатырь. А бывает сказочный герой. Так вот, Мягков был из сказки. Сказочный герой выражает нравственное сознание народа. В нем олицетворяются не подлинные черты народа, а чаемые черты, то, что народ хотел бы иметь в самом себе и что он имеет в лучшие минуты своей истории.

Рязанов после "Берегись автомобиля" и до "Иронии судьбы" не знал, чем себя занять. То он снимал про стариков-разбойников, то про итальянцев. Искал героя. Ошибся в Леонове, который сыграл в "Зигзаге удачи" вместо героя смешного куркуля. Всё не то. Он это понимал. Потом затеял снимать свою пьесу про мужика, сходившего в баню и улетевшего в Ленинград. И все в его творчестве изменил приход Мягкова. Та пьеса, будь она поставлена с другим актером, была бы просто милым маленьким пустячком. Но Мягков сперва придал масштаб ей, а потом - всему творчеству Рязанова до 1985 года. У Рязанова на вершину было ровно 10 лет. Лукашин и Новосельцев это люди-чудеса, прыгающие выше собственной головы и множества других голов. Биолог Хвостов из "Гаража" - активная личность, протестующая против очевидной несправедливости и побеждающая в борьбе с рутиной жизни. Он тоже прыгает выше головы. А Карандышев - маленький человек, бунтующий против царства паратовых, против купли-продажи человека. Именно Мягков вносит в фильм гуманистическую интонацию, в то время как зритель поглощен гарцующим Михалковым и цыганами. Даже Басилашвили в "Вокзале для двоих" Рязанов клеит по образу Мягкова. Но когда Рязанов начинает снимать политическое кино и отходит от своей миссии создателя мистерий, Мягков покидает его. Режиссер снова лихорадочно ищет героя - и уже не найдет. Потому что герой уже случился.
Кто такой русский сказочный герой? Это Алеша Карамазов. Полуюродивый монашек с лучистыми глазами, который готов в один момент развернуться, бросить монастырь и уйти в революцию, потому что там теперь находится Христос. Это стоматолог, рвущий зубы без боли. Это кардиолог, испытывающий такую сильную эмпатию к пациентам, что он после выписки ездит к ним домой. Таковы роли Мягкова вне Рязанова. И теперь можно суммировать черты русского сказочного героя. Это:
1. Интроверт.
2. Застенчивый человек, стыдящийся чего-то непрерывно. И потому бескорыстный.
3. Светлый человек. На пути к святости.
4. Неразговорчивый человек. Красноречивых народ не любит и ждет от них подвоха. Но сказочный герой может выразительно говорить глазами.
5. Человек с врожденным чувством божеской справедливости.
6. Человек, способный неожиданно взлететь над собой и над всеми привычными представлениями о жизни.
7. Сильно любящий и верный в любви.
8. Любящий настоящее высокое искусство.
Когда в отечественном искусстве возникает такой человек, то народ бросается к нему как к спасительному ключу. Смоктуновский, Даль, Солоницын, Мягков, Янковский - сказочные герои России в конце 20 века. Народ с уважением смотрит на своих былинных героев - на Андреева, Ульянова, Ланового. Но любви там нет, хотя есть понимание их необходимости.
Физическое наличие Мягкова в нашей жизни гарантировало наше безболезненное отношение к тому, что было 45 лет назад. Та история как будто продолжалась. Теперь портрет изменится. И каждый просмотр фильмов Рязанова будет напоминать нам о том, что то самое наше время кончилось непоправимо, а его сказочный герой смотрит на нас уже не из нашего мира. А наш подлинный современный мир нам предстоит находить заново".

отсюда
Tags: banshur69, Андрей Мягков
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments