kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Categories:

Об одной неполиткорректной теме русской истории...

Анатолий Степанов на РНЛ:


"Старообрядческий след в русской революции

Об одной малоизученной и неполиткорректной теме русской истории

«Есть в Ленине керженский дух// Игуменский окрик в декретах» (Николай Клюев)

...Прямых фактов, доказывающих участие старообрядцев в революции, очень мало. Зато есть косвенные, которые в своей совокупности складываются в некоторую картину...Перечислю некоторые косвенные факты участия старообрядцев в революции. Сразу оговорюсь, что речь, конечно, не идёт о том, что старообрядческая иерархия благословляла своих чад на революцию. Речь идёт об активном участии выходцев из старообрядческих семей в русской революции.

1. Есть основания предполагать, что русские участники екатеринбургского цареубийства были выходцами из старообрядческих семей.

Что об этом свидетельствует? Пётр Ермаков родился в посёлке Верх-Исетского завода в семье рабочего-старообрядца, вообще на Верх-Исетском заводе работало много старообрядцев. Михаил Медведев (Кудрин), ставший впоследствии видным чекистом, учился в ремесленном училище в Чистополе, которое было специально создано с разрешения властей старообрядческими купцами для детей из старообрядческих семей. Это же училище закончил и Гавриил Мясников, один из организаторов убийства Великого князя Михаила Александровича. Григорий Никулин, правая рука Юровского, родился в старообрядческом селе Звенигородка под Киевом. Алексей Кабанов родом из-под Ржева Тверской губернии, где было много старообрядцев. Это всё нуждается, конечно, в подтверждении, изучении, но косвенные факты впечатляют.

Кстати, главный организатор цареубийства еврей Яков Свердлов был женат на уроженке Екатеринбурга Клавдии Новгородцевой, которая была старше его на 9 лет, и она родилась в старообрядческой семье. Между прочим, Свердлов учился организации боевых дружин на Урале у братьев Эразма и Ивана Кадомцевых (первый отставной офицер, участник русско-японской войны). Их мать была из старообрядческой семьи, она явилась прообразом героини романа Максима Горького «Мать», гостила у Горького на Капри. Любопытно, что 20-летний Яков Свердлов в 1905 году был (возможно, через Горького, близкого к семье Свердловых) послан в Екатеринбург для организации и обучения революционной работе. У кого? У старообрядцев.

2. Есть основания предполагать, что забастовки рабочих в феврале 1917 года были организованы именно по старообрядческим каналам.

Мощные рабочие забастовки в феврале 1917 года до сих пор остаются загадкой. В советское время их приписывали большевикам, хотя было известно, что крупных деятелей большевистской партии в Петрограде к февралю 1917-го было «раз-два и обчёлся». Самым крупным был член Русского бюро РСДРП(б) Александр Шляпников, кстати, тоже выходец из старообрядческой семьи. Впоследствии он стал лидером «рабочей оппозиции», видным деятелем которой был и упомянутый выше революционер из старообрядцев Гавриил Мясников. Оба были расстреляны в 1937-м.

Так кто же организовал рабочие забастовки в феврале? Стоит обратить внимание, что они начались словно по команде, только после того, как удалось выманить Императора Николая Второго из Петрограда в Ставку, т.е. оторвать от рычагов управления государством. Есть все основания предполагать наличие совместного плана по свержению Императора, который разрабатывался в верхах.

«Мотором» и главным действующим лицом заговора против Николая Второго был, как известно, лидер партии октябристов, бывший председатель Госдумы Александр Гучков. Это он обрабатывал генералов. И он был выходцем из старообрядческой семьи, хотя, как справедливо пишет М.Тюренков, вряд ли он сохранил религиозные связи со старообрядчеством. Гучков к 1917 году был руководителем Центрального Военно-промышленного комитета (ЦВПК), в котором большую роль играл еще один выходец из старообрядческой семьи олигарх Александр Коновалов. При ЦВПК была создана Рабочая группа формально для того, чтобы мобилизовать рабочих на патриотическое дело помощи воюющей армии. Однако именно члены Рабочей группы и стали, по всей видимости, организаторами рабочих забастовок и беспорядков в Петрограде, завершившихся солдатским бунтом и государственным переворотом. А руководителем Рабочей группы был меньшевик Кузьма Гвоздев, как это ни странно, тоже выходец из старообрядческой семьи.

3. Сигнал к солдатскому бунту дал фельдфебель из старообрядцев.

Глубоко символично, что именно старообрядец дал сигнал к солдатскому бунту. Старший фельдфебель Волынского полка Тимофей Кирпичников убедил своих собратьев-солдат не подчиняться приказу командира и застрелил своего командира штабс-капитана Лашкевича (первый офицер, павший жертвой революции), а затем увлёк солдат-волынцев к бунту. Высказываются, правда, версии, что не Кирпичников выстрелил в спину офицеру, но, в любом случае, он был главным организатором солдатского бунта, за что новой властью был награждён Георгием 4-й степени. Правда, впоследствии генерал Александр Кутепов приказал расстрелять «георгиевского кавалера» Кирпичникова, который хотел принять участие в Белом движении.

Есть много других косвенных свидетельств активного участия старообрядцев в революции. Не только Рябушинский и Морозов финансировали революцию, тут надо назвать имена и других олигархов: Александр Коновалов, Михаил Терещенко. Однако тема эта, повторюсь, нуждается в дальнейшем серьёзном изучении. Надеюсь, настанет такое время, когда появятся статьи и монографии по этой проблеме.

Конечно, в революционном движении принимали участие и выходцы из семей священников и мирян господствующей Церкви, выходцы из семей иноверцев и инородцев (особенно евреи, поляки, армяне, латыши). Наверное, могут быть обнаружены факты участия в революции и выходцев из семей русских сектантов. Но даже на этом фоне участие старообрядцев в революции выделяется.

Справедливости ради, хочу отметить, что были и старообрядцы, которые участвовали в охранительном черносотенном движении. Так в Гомеле был целый отдел, состоявший из старообрядцев, которым руководил крестьянин Аким Давыдов, расстрелянный впоследствии как один из организаторов антибольшевистского крестьянского восстания. Мне, к сожалению, так и не удалось выяснить, в чём тут проблема - в принадлежности к разным толкам старообрядчества или в каких-то личных качествах.

У меня нет цели обличать старообрядчество как таковое. Понятно, что руководство старообрядческих общин не поддерживало революционную активность своих членов и не несёт ответственности за то, что дети старообрядцев пошли в революцию. Но старообрядческий фактор сыграл, убеждён, существенную роль в победе революции и в расправе над Романовыми. Поэтому его нужно изучать и осмыслить.

И в заключение хочу вернуться к замечательному крестьянскому поэту Николаю Клюеву, чьи стихи стали эпиграфом к статье. Стоит привести полностью это стихотворение из его цикла «Ленин». Образы этого стихотворения говорят сами за себя:

Есть в Ленине керженский дух,
Игуменский окрик в декретах,
Как будто истоки разрух
Он ищет в «Поморских ответах».
Мужицкая ныне земля,
И церковь - не наймит казенный,
Народный испод шевеля,
Несется глагол краснозвонный.
Нам красная молвь по уму:
В ней пламя, цветенье сафьяна, -
То Черной Неволи басму
Попрала стопа Иоанна.
Борис, златоордный мурза,
Трезвонит Иваном Великим,
А Лениным - вихрь и гроза
Причислены к ангельским ликам.
Есть в Смольном потемки трущоб
И привкус хвои с костяникой,
Там нищий колодовый гроб
С останками Руси великой.
«Куда схоронить мертвеца», -
Толкует удалых ватага.
Поземкой пылит с Коневца,
И плещется взморье-баклага.
Спросить бы у тучки, у звезд,
У зорь, что румянят ракиты...
Зловещ и пустынен погост,
Где царские бармы зарыты.
Их ворон-судьба стережет
В глухих преисподних могилах...
О чем же тоскует народ
В напевах татарско-унылых?

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор Русской народной линии, председатель Русского Собрания".

отсюда
Tags: Анатолий Степанов, РНЛ, Русские старообрядцы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments

Recent Posts from This Journal