?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Быть или иметь...
СУПчика хочится
kalakazo
О протопресвитере Николае Колчицком,
настоятеле Елоховского собора,
и многие десятилетия
управляющего делами московской патриархии,
не написано воспоминаний,
не посвящались ему и историчные диссеры.
На фото предвоенного августа 1940,
он позирует прикрыв митрой плешину,
на фоне разверстых царских врат,
в привычной для поповства фигуре "хозяина":
мой дом, моя семья, моя церковь,
и знаменитое метафизное разделение
между земным и небесным -
"быть" или "иметь" -
простодушно соединяется
в сознании церковного кулака воедино
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post16923569/ :
"Впечатление он произвел приятное,
но уж очень не понравились глаза: косые, бегающие,
с каким-то неприятным злобным и хитрым выражением.
Александр Иванович (Введенский) сказал:
"Вы говорили с очень крупным человеком,
с человеком, который может о себе сказать:
"Тихоновская церковь — это я". — "С кем же?" —
"С управляющим делами Патриархии протоиереем Николаем Колчицким".
"Ах, вот что!" — воскликнул я, и мне все стало понятно.
На чай я не пошел.
Припомнилось мне это несостоявшееся чаепитие...
В течение десяти лет мой новый знакомый каждый раз,
завидев меня, вспоминал этот эпизод,
и было явно, что он его не забыл и будет мстить"
http://www.krotov.info/history/20/1940/levitin_9.htm#3
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post16923364/
Отца Николая можно по неподоброму скаламбурив,
назвать и отцом церковной симонии.
Когда мне говорят, что и дореволюции
в Церкви "было то же самое",
обычно ответствую:"Неправда! Такого циничного беспределу,
когда всё продаётся и всё покупается - не было":
"Высшей своей точки достигла власть Николая Колчицкого в послевоенное время,
при патриархе Алексии,
когда он становится буквально царем и богом.
Назначает архиереев, отправляет их на покой,
выгоняет священников, поставляет их,
причем, по имеющимся сведениям,
в это время он запятнал себя совершенно беспрецедентной
в Русской Церкви симонией.
Будучи облечен саном протопресвитера (единственного в Русской Церкви),
он становится поистине полновластным ее хозяином.
И только 1956—57 годы, которые ограничили власть КГБ,
покончили заодно и с непререкаемой властью
эмиссара этого учреждения в Церкви"
http://www.krotov.info/history/20/1940/levitin_9.htm#3
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post16993785/
Свои "пять копеек" в образ честного протопресвитера,
и цередворных нравов того времени
добавил и отец Михаил Ардов:
"В пятидесятых же годах о. Николай решил защитить
в Московской Духовной Академии докторскую диссертацию.
Разумеется, все шло очень гладко, на защите оппоненты дружно хвалили его богословский труд.
Затем состоялось голосование, и результат его был самый неожиданный —
все шары кроме одного оказались черными. 
Но мало того, на другой же день в Чистый переулок, в здание Патриархии,
к отцу Николаю пришел один из членов ученого совета Академии и стал уверять,
что единственный белый шар опустил именно он.
Через некоторое время явился другой участник голосования
и стал говорить о себе то же самое...
Когда с этим явился третий, протопресвитер затопал ногами и закричал:  —
Вон отсюда!.. "
http://www.krotov.info/library/01_a/ard/ard_mel.html#Кол
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post16997001/

P. S. Кстати, судя по воспоминаниям,
некий протопоп и как это ни странно
священник Московской Патриархии,
жил неотлучно в доме в Сокольниках
при обновленческом митрополите Александре Введенском.
Он был там и "ключарём" и "секретарём",
и когда дочь владыки Мария Александровна
вступила с этим попом в пререкания,
то ея папочка, взмолился:
"Помирись с ним - иначе он нас всех погубит!".
Через несколько дней после похорон владыки митрополита,
в его дом приехали сотрудники МГБ,
и уже кропотливо упакованный отцом ключарём
весь личный архив Александра Введенского,
увезли с собою...

  • 1
http://kotlovka.ru/pgalery/displayimage.php?album=lastup&cat=-42&pos=71
http://kotlovka.ru/pgalery/displayimage.php?album=42&pos=61
А вот ещё, извольте видеть, фотопарсунки маститого пастыря Николая Фоедоровича.
Инициировал было, сказывают, сей, зайдясь во "взаимопонимании до взаимопроникновения", канонизацию Зои Космодемьянской и Александра Матросова. Да мудрый куратор, тов. Карпов, ответствовал, не видя в том необходимости - сами де с усами, справимся и без кутейников.

А помнится у Бориса Леонидовича в романе
- как раз было упоминание о новой святой военной а ля Жанна
- Зои Космодемьянской.

Народу то идея понравилась

"кажный народ заслуживат своих святых"

Такить богоносные согражданы наши, глядишь, и "лучшего друга всех верующих" с превеликой бы радостию в иконостасы вклеили. И других некоторых: "св. Карл, св. Фридрих, св. Владимир, св. Иосиф...". Чому ни?

сплетенье судеб

Многолетний ха-ха-эсный протодиакон митрпоплита Введенского, Иннокентий Фокич Редикульцев, погиб вместе с Сергием(Воскресенским). Правда, уже будучи "просто" оперным солистом. И супруга его под убиение сие прозрачно-загадочное сподобилась попасть.

Трагическая фигура этот Николай Колчицкий, имхо. Была удивлена, прочитав в воспоминаниях Зернова о том, каким огненно верующим был о. Николай в 1920 году и как разочаровал своих бывших духовных чад через четверть века, встретившись с ними в Лондоне. "Потухший вулкан". Сколько таких потухших по сю пору... :(

с Праздником :)

А, простите мою безграмотность, разве протопресвитер и протоиерей не одно и то же?

  • 1