?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
А здесь – "пир духа"...
Старый дед
kalakazo
Ленинград 70-х не мог похвастаться таким храмом,
каким, скажем, была для Москвы церковь Николы в Кузнецах.
Не сыскать в Питере было и таких священников,
как отец Всеволод Шпиллер,
чтоб соединять во едином лице
притягательную для интеллигенции
помесь старорежимного барства,
сибаритного музицирования,
культурной неги и укоренённости в церковную традицию.
Но был митрополит Никодим и его, без сомнения,
боготворили храмовые бабульки,
а питерская интеллигенция предпочитала ходить
в академический храм на Обводном 17,
не такой уж махонький, без давящих потолков
за витражными стёклами, высокий и светлый.
В этом храме любил служить и сам Никодим,
вынося престол на его средину,
читая паремии, Апостол и Евангелие в русифицированном варианте
и начиная под поздний уже вечер
возглашать и петь анафору литургии Св. Иакова
в гуще лаиков,
там же этим вечером,
по древним уставам причащаясь
и причащая весь до единого Божий народ...
Ленинград жил и продолжает жить
осеняемый тенью сребровекного декаданса,
Петербург был и продолжает доныне оставаться
колыбелью и цитаделью столь превратно себя
дискредитировавшего политическими авантюрами обновленчества,
исподволь грезя о церковных и литургических реформах -
в том, что они в жизни Церкви необходимы и потребны
продолжают быть уверены здесь весьма мнозии...
И совсем ещё молодой ректор Кирилл Гундяев,
первым своим решением,
затянул удила академической дисциплины,
сделав обязательной для преподавательской корпорации
молитву на только на воскресной литургии,
но и обязательным для них
вечерное по средам молитвенное стояние
с акафистом пред чудотворной иконой Царскосельской Божией Матери:
"Богослов - это ведь тот, кто прежде молится!"
Служили по тем средам чинно и торжественно,
"с византийским благолепием",
вытягивая простую полиелейную службу
иногда казалось до каких-то,
не побоюсь сказать, теургических высот.
Акафист читался монашествующей братией в священном сане,
коих было тогда в Академии немало,
храм был забит под завязку,
и как на Пасху народ толпился,
выстаивая даже на лестнице.
А после службы на солею выходил младой и юный отец ректор,
тяжело опираясь на жезл,
в гробовой тишине,
несколько театрально вытягивая паузу,
поднимал глаза и, прищуриваясь, обводил
пытливо неторопным взором
сначала бурсаков, затем, точно угрозливо пересчитывая, профессуру,
а следом и самих молящихся,
и, опустив глаза на крест венчающий жезл,
начинал своё слово.
Это была не проповедь, а, скорее всего, ученая лекция
на сорок минут, на час, а то и больше
о тоске обезбоженного мира по Бозе,
о жажде всякой твари преобразиться в Бозе:
за окном этот самый черно-белый афеисткий мир,
а здесь "пир духа", самые что ни на есть
изысканные вершки спекулятивного богословия.
Внятно, доходчиво, прозрачно, без "птичьего языка" и
замусоривания речи "учёной фразеологией",
увлекательно и даже захватывающе
пел владыка Кирилл райской птахой,
озвучивая как свои собственные убеждения
только что в алтаре бегло просмотренные
и близко к тексту проговоренные
богословские пассажи из Тиволье и Лелотта...

  • 1
Вы, наверное, имели в виду "Спутник искателя правды" Пьера Тиволье и "Решение проблемы жизни" Фернанда Лелотта, изд. "Жизнь с Богом"?

* * *

А на службы его я тоже любил хаживать во время заездов в Питер. На воскресную Литургию, если был в Питере, то, как правило, шел именно туда - и так вплоть до 84-го года.

Между прочим, примерно тогда ж, в начале 80-х, еще при жизни о. Всеволода, один мой приятель из прихожан Николы в Кузнецах рассказал мне: "Стою я в минувшее воскресенье на Литургии. Оборачиваюсь, а сзади стоит архиепископ Кирилл. В гражданской одежде. Стоит себе и молится".

По ходу исправляю ошибки друг мой,
до конца ещё не дошел...

На воскресную Литургию шел именно туда

Может сами что сможете добавить, друг мой...

Re: На воскресную Литургию шел именно туда

Может, и добавлю, когда что-нибудь целостное вспомнится и достопамятное.

Re: На воскресную Литургию шел именно туда

Пока же в памяти всплывают лишь какие-то разрозненные элементы мозаики.
Напр., сонно толпящиеся на лестнице при входе бурсаки-западенцы, не утруждающие себя переступанием порога академического храма.

Вот, душенька, Марат; работы Мирабо!

Северна изменчива погода да преклонны годы, любезный друг мой, весьма, как видно, осложняют литературный труд не только мне, но и Вам.
Воля Ваша, но престол Никодим из алтаря никогда не извлекал - так служивал. Это Вы его видать с Антонином спутали. Тот - точно-с! - извелкал. Самым канальским, заметьте, образом.
А Никодим, ежели леторгею апостола Иякова в Академии служил, то с престола алтарного всё устроение, заведенное там от отцов и дедов - повелевал убрать. А замест того, прошу заметить, возлогали нань книги Священного Писания - в том числе и Ветхаго Завету.
Архиерей был в фелони поповской и великой амофории, каковую за всю службу на нем не трогали - ни снять, ни возложить сизнова не велел. Ни-ни! Главу же честную имел непокровенну, а жезл - необлачен. А попам не велел он Никодим кресты на себя возлагать, ни палицы, ни нбедренники. Всю Леторгиею оглашенных служили посеред храма. Бабки по углам перешептывались: "Глянь ка, Макарьевна, опять попы без крастов походили! Не иначе, как в скорости храм в музей какой переделают". И часто-часто ограждались старицы от того страхования люього.

Re: Вот, душенька, Марат; работы Мирабо!

Эх друг мой Фома неверующий, вопросите хоть Судосу, голосовавшего ннынче за Патриарся
он тоже был таво свидетелем:Ванюша помогай...

Re: Вот, душенька, Марат; работы Мирабо!

Вот разеве что профессор Судоса Иван Николаич нам поможет в сей гисторической каверзе разобраться. Правда, завтра он печальника возводить будет на стол. А как с тем управитца - приедет и разъяснит.
Если печальник ево за то великое потруждение енералом статским не пожалует. Тогда, может статца, зазнаетца и останемся мы во тьме неведения коснеть.

завтра он печальника возводить будет на стол

Как в пиджаке, да в во внутрянном кариану с докУментом на имячко полковника ГРУ,
так за белы ручки патриарся и возводить будя?
Чо деится - точно конец свету...

навзался ГРУздем - полезай ка в кузов.

Ай, и шутники ж Вы, батенька! Ай же и шутники! Стацкова енерала, стац-ко-ва! А не, прости Господи, гру.

Re: Вот, душенька, Марат; работы Мирабо!

Я смутно помню, что Никодим литургию Иакова вместе с Мелитоном служил?

Тивалейка с Лилотком "Молот ведьм"

Виноват, но не веритца мне, старче праведный, что решался он вредословие папежское сей баловень судебный в храме Господнем прочестИ, иль хотя одним-единым словечком от тех Тиволейки с Лелотком народ Божий искусить. Отравою той латынской!

Re: Тивалейка с Лилотком "Молот ведьм"

Чо то я не помню, штоб в Академиях тех хоть один конпект был православный:
практически все "преподовашки - промокашки" то с нямецкого, то с итальянского, то с французкого,
свои лектории лопотали то.
У Салтыкова Щедрина есть такой герой, какой целую докторскую защитил,
на тему что русская народная "Чижик чижик где ты был..." оказывается переведена с каталонского.
"Хоть песню то пощадите" - "Ничегошеньки не пощажу - у русскихъ все заимствованно у немчуры поганной"

у монаха не падру-у-у-уги, кроме кельи дараго-о-о-о-ойй!

Ох, подотстал я от жизни в лесу-то своем. Мало - мхом не порос! Не знаю - не ведаю, друг мой, с каких же наречий теперь-то переводят учители тамошние? Иль великорусские феолОги воспитались за те годы, как в мать пустыню, в рай мысленный я отошел?

Re: у монаха не падру-у-у-уги, кроме кельи дараго-о-о-о-ойй

Илларион Алфеев - знаменитой отчеслов и то древнегрецкие тексты с англицкого переводил...

  • 1