kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

Главы Поместных Церквей демонстрируют «позу глухаря», токующего свою песню.

Архимандрит Феогност Пушков, он же abbatus_mozdok:

"Как и обещал, я разложил по плочкам решения Москвы по Александрии":


Каноническая ничтожность решений Синода РПЦ по клирикам и приходам Александрийского Патриархата

Несколько характерных цитат:

"Признаком здоровья человеческого общества является умение членов общества адекватно рефлексовать на критику тех или иных массовых тенденций. Если критик и масса слышат друг друга – это нормально. Но если в ответ на критику следует массовый психоз или агрессия, то перед нами безусловно нездоровая среда. В современном мире все меньше и меньше диалога между разными группами, слоями общества. Люди теряют умение слушать друг друга. И эта болезнь переходит и в церковную среду. Главы Поместных Церквей демонстрируют «позу глухаря», токующего свою песню. И глава Московского Патриархата в этом «хоре глухарей» занимает видное место.



Вы открыли «Ящик Пандоры»

И теперь самое главное! Если любой малограмотный клирик, несмотря на свои «корочки» о высшем образовании (типа прот. А. Новикова, иер. Г. Максимова или иг. В. Уткина) может самостоятельно выносить определения в отношении глав других Поместных Церквей, самостоятельно квалифицировать их как «еретиков» и «раскольников», называя их уже «бывшими патриархами» (и закавычивая их сан), то почему эти же действия не может осуществить такой же клирик, но не по отношению к чужим иерархам, а по отношению к своей иерархии? Г. Максимов в статье, которую мы цитировали выше, заявляет, что при разговоре об оправданном разрыве общения с «еретиком и раскольником» «речь идет не о любом каноническом нарушении, а о том, что выводит человека из Церкви и лишает надежды на спасение, – а это касается только ереси и раскола». – Да пожалуйста! Шабаш с шаманами сойдет? Чтобы ни говорили «ревнители православия» про раскол в Украине, но то «совместное богослужение», на котором участвовал митрополит Кирилл Гундяев (нынешний наш патриарх) в 1991 году в Канберре (Австралия) на Генеральной Ассамблее ВСЦ – может считаться преступлением куда более страшным. Здесь не просто «ереси» христианские, но язычество и шаманизм собрались на одну «службу». Неужели найдется настолько прожженный в совести человек, который бы посмел заявить, что участие в шабаше с ведьмами и шаманами – меньшее отступление от православия, чем принятие в общение христиан, исповедующих одни и те же с нами догматы и крещенных именем Троицы, но отделенных от нас из-за спора вокруг церковной юрисдикции над клочком земли? Сослужить с православными раскольниками, единственная вина которых – нежелание быть в Московской Патриархии, это конечно, «страшное вероотступничество». А сослужить с язычниками и иноверцами – это так себе, прогулочка по Австралии? Если следовать логике принятых с 2019 года решений по разрыву общения из-за украинского вопроса, то все мы должны разорвать общение с патриархом Московским, который так и не принес никакого публичного покаяния за свое участие в совместном культе с иноверцами.

Лет 15 назад вокруг этого сюжета в Канберре (и ряда других подобных) была дискуссия одного «катакомбника» со священником Даниилом Сысоевым (вместе с о. Даниилом и я принимал участие в этой дискуссии). Наша с о. Даниилом линия аргументов звучала приблизительно так:

Да, всё верно! Совершенное митрополитом Кириллом (и другими участниками таких «богослужений») – это страшный грех, отступление уже не просто от догматов Православия, но вообще от Христианства как такового! Но ни у кого у нас нет полномочий судить архиереев. Дети не судят родителей, а миряне не судят священство, как и пресвитеры не судят епископов. Мы можем высказать свое несогласие с ним и мы можем (и обязаны) уклониться от личного участия в таких «службах». Но пока митрополит Кирилл и другие иерархи не приносят всего этого безобразия под своды наших храмов, мы обязаны квалифицировать это все как «личный грех» этих лиц, за который им придется отвечать пред Богом. И пока в православных храмах язычницы не несут свечку перед митрополитом, у нас нет оснований даже «отлагаться от общения» с ним…

Сейчас, после того как Московский патриарх разорвал общение с 4 Поместными Церквами из-за спора о церковной юрисдикции над Украиной, такие аргументы, скажем прямо, уже не работают! А потому решения Синода РПЦ МП и его нынешняя политика вскоре обернутся против нас самих: сейчас иерархия в России в состоянии симбиоза с государственной властью, которая не дает никаким расколам существовать. Но так было не всегда и, конечно же, не всегда будет. Πάντα ῥεῖ! Все течёт – все меняется! И если у светской власти вдруг ослабнет делание решать административные проблемы Патриархии, последняя один на один останется с той самой оравой крикливых клириков, которые сегодня готовы «порвать как Тузик грелку» вселенского патриарха. А ведь вечно недовольные, невежественные крикуны найдут и в своем патриархе прегрешения и беззакония, и обрушатся на него, едва почуют, что Церковь в стране потеряла крепкую господдержку.

Целым рядом своих решений высшая иерархия РПЦ МП открыла «Ящик Пандоры»! И в ближайшее будущее из него начнут выпрыгивать «невероятные вещи».

Заключение

Почему я, православный священник в юрисдикции патриарха Московского, написал всё это? Мне могут сказать, что я «иду против Церкви» (да так уже и сделал ивановский клирик Виталий Уткин, сказавший, что «Феогност ненавидит нашу Церковь» с акцентом на «нашу»).

Во-первых, в Символе Православной Веры мы исповедуем веру в «Единую Святую Кафолическую и Апостольскую Церковь». Нет там вероисповедания в «нашу Поместную Церковь». Исповедовать веру в Церковь это и значит говорить о ее универсальной миссии, и не позволять поместным интересам заглушать эту миссию.

Во-вторых, иг. В. Уткину и иже с ним я хочу напомнить слова папы Бенедикта XVI, который как раз в ответ на разговоры про «нашу Церковь» сказал: «Нет, Церковь не ваша и не наша, она – Христова».

В-третьих, признаюсь, мне противны ретрограды, которые в меру своего невежества искажают Предание Церкви. Для меня неприемлемо спекулировать таинствами Церкви. Истинность и спасительность таинства зависит только от наличия апостольского священства (оно у Константинополя и Александрии есть) и от веры во Христа Спасителя, Воскресшего из мёртвых (эту веру так же исповедают все иерархи, объявленные Г. Максимовым «еретиками и раскольниками»). А значит, отрицать у них спасительное действие благодати равносильно хуле на Святого Духа!

В-четвертых, неприятно, что разделения, возникающие из-за споров по административно-территориальным вопросам, представляют как нечто значимое для самого вероучения и имеющее «сотериологический» смысл [Сотериология – учение о спасении, т. е. об условиях искупления и спасения христианина]. Древние расколы Церквей, происходившие из-за каких-то действительно религиозных вопросов (пусть и на деле несущественных, наподобие перстосложения при совершении крестного знамения), хотя бы имели отношение к самой сути религии. Сейчас все споры ведутся вокруг власти, вокруг границ Поместных Церквей. Спор о куске земли стал значимым для нашей веры? – Не согласен!

В-пятых, особенно неприятно, что на волне сопротивления Константинополю наверх начали «всплывать» откровенно «зилотские» кадры, т.е. радикальные противники любых преобразований в Церкви (перевод богослужения на живой язык, реформа календаря, обновление догматического языка, диалог с нехалкидонитами и католиками и т.д.). Лица, которые тянут Православие в сторону катакомбных расколов греков-старостильников, сегодня оказывают влияние на церковную политику. Это превратит православие в безжизненное болото, которое засосет в себя весь наш «культовый антиквариат»: «Музей православной культуры» окажется на дне мутного болота «старостильнических» движений.

В-шестых, я не прошу, а просто требую, чтобы наша иерархия, наконец, открыла реальную площадку для дискуссии внутри церковной среды. У нас-то как? Чуть что высказал против «генеральной линии партии», сразу снимают с руководящих и преподавательских постов, а дальше – пиши себе в своих блогах, а мы тебя просто «не видим». Происходит серьезное расслоение церковной среды. Признаюсь, что «левое крыло» грешит тем же, т.е. не замечает ни «умеренных», ни «радикально правых». Но ведь задача иерархии именно в том и состоит, чтобы не дать им разделиться на замкнутые в себе внутренние секты, а убедить их уважать и слышать друг друга.

Архимандрит Феогност (Пушков),

священник Луганской епархии УПЦ (МП), кандидат богословия, магистр теологии"

отсюда
Tags: Патриарх на удаленке, Феогност Пушков, патриарх Варфоломей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments