"Как и обещал, я разложил по плочкам решения Москвы по Александрии":
Каноническая ничтожность решений Синода РПЦ по клирикам и приходам Александрийского Патриархата
Несколько характерных цитат:
"Признаком здоровья человеческого общества является умение членов общества адекватно рефлексовать на критику тех или иных массовых тенденций. Если критик и масса слышат друг друга – это нормально. Но если в ответ на критику следует массовый психоз или агрессия, то перед нами безусловно нездоровая среда. В современном мире все меньше и меньше диалога между разными группами, слоями общества. Люди теряют умение слушать друг друга. И эта болезнь переходит и в церковную среду. Главы Поместных Церквей демонстрируют «позу глухаря», токующего свою песню. И глава Московского Патриархата в этом «хоре глухарей» занимает видное место.
Вы открыли «Ящик Пандоры»
И теперь самое главное! Если любой малограмотный клирик, несмотря на свои «корочки» о высшем образовании (типа прот. А. Новикова, иер. Г. Максимова или иг. В. Уткина) может самостоятельно выносить определения в отношении глав других Поместных Церквей, самостоятельно квалифицировать их как «еретиков» и «раскольников», называя их уже «бывшими патриархами» (и закавычивая их сан), то почему эти же действия не может осуществить такой же клирик, но не по отношению к чужим иерархам, а по отношению к своей иерархии? Г. Максимов в статье, которую мы цитировали выше, заявляет, что при разговоре об оправданном разрыве общения с «еретиком и раскольником» «речь идет не о любом каноническом нарушении, а о том, что выводит человека из Церкви и лишает надежды на спасение, – а это касается только ереси и раскола». – Да пожалуйста! Шабаш с шаманами сойдет? Чтобы ни говорили «ревнители православия» про раскол в Украине, но то «совместное богослужение», на котором участвовал митрополит Кирилл Гундяев (нынешний наш патриарх) в 1991 году в Канберре (Австралия) на Генеральной Ассамблее ВСЦ – может считаться преступлением куда более страшным. Здесь не просто «ереси» христианские, но язычество и шаманизм собрались на одну «службу». Неужели найдется настолько прожженный в совести человек, который бы посмел заявить, что участие в шабаше с ведьмами и шаманами – меньшее отступление от православия, чем принятие в общение христиан, исповедующих одни и те же с нами догматы и крещенных именем Троицы, но отделенных от нас из-за спора вокруг церковной юрисдикции над клочком земли? Сослужить с православными раскольниками, единственная вина которых – нежелание быть в Московской Патриархии, это конечно, «страшное вероотступничество». А сослужить с язычниками и иноверцами – это так себе, прогулочка по Австралии? Если следовать логике принятых с 2019 года решений по разрыву общения из-за украинского вопроса, то все мы должны разорвать общение с патриархом Московским, который так и не принес никакого публичного покаяния за свое участие в совместном культе с иноверцами.
Лет 15 назад вокруг этого сюжета в Канберре (и ряда других подобных) была дискуссия одного «катакомбника» со священником Даниилом Сысоевым (вместе с о. Даниилом и я принимал участие в этой дискуссии). Наша с о. Даниилом линия аргументов звучала приблизительно так:
Да, всё верно! Совершенное митрополитом Кириллом (и другими участниками таких «богослужений») – это страшный грех, отступление уже не просто от догматов Православия, но вообще от Христианства как такового! Но ни у кого у нас нет полномочий судить архиереев. Дети не судят родителей, а миряне не судят священство, как и пресвитеры не судят епископов. Мы можем высказать свое несогласие с ним и мы можем (и обязаны) уклониться от личного участия в таких «службах». Но пока митрополит Кирилл и другие иерархи не приносят всего этого безобразия под своды наших храмов, мы обязаны квалифицировать это все как «личный грех» этих лиц, за который им придется отвечать пред Богом. И пока в православных храмах язычницы не несут свечку перед митрополитом, у нас нет оснований даже «отлагаться от общения» с ним…
Сейчас, после того как Московский патриарх разорвал общение с 4 Поместными Церквами из-за спора о церковной юрисдикции над Украиной, такие аргументы, скажем прямо, уже не работают! А потому решения Синода РПЦ МП и его нынешняя политика вскоре обернутся против нас самих: сейчас иерархия в России в состоянии симбиоза с государственной властью, которая не дает никаким расколам существовать. Но так было не всегда и, конечно же, не всегда будет. Πάντα ῥεῖ! Все течёт – все меняется! И если у светской власти вдруг ослабнет делание решать административные проблемы Патриархии, последняя один на один останется с той самой оравой крикливых клириков, которые сегодня готовы «порвать как Тузик грелку» вселенского патриарха. А ведь вечно недовольные, невежественные крикуны найдут и в своем патриархе прегрешения и беззакония, и обрушатся на него, едва почуют, что Церковь в стране потеряла крепкую господдержку.
Целым рядом своих решений высшая иерархия РПЦ МП открыла «Ящик Пандоры»! И в ближайшее будущее из него начнут выпрыгивать «невероятные вещи».
Заключение
Почему я, православный священник в юрисдикции патриарха Московского, написал всё это? Мне могут сказать, что я «иду против Церкви» (да так уже и сделал ивановский клирик Виталий Уткин, сказавший, что «Феогност ненавидит нашу Церковь» с акцентом на «нашу»).
Во-первых, в Символе Православной Веры мы исповедуем веру в «Единую Святую Кафолическую и Апостольскую Церковь». Нет там вероисповедания в «нашу Поместную Церковь». Исповедовать веру в Церковь это и значит говорить о ее универсальной миссии, и не позволять поместным интересам заглушать эту миссию.
Во-вторых, иг. В. Уткину и иже с ним я хочу напомнить слова папы Бенедикта XVI, который как раз в ответ на разговоры про «нашу Церковь» сказал: «Нет, Церковь не ваша и не наша, она – Христова».
В-третьих, признаюсь, мне противны ретрограды, которые в меру своего невежества искажают Предание Церкви. Для меня неприемлемо спекулировать таинствами Церкви. Истинность и спасительность таинства зависит только от наличия апостольского священства (оно у Константинополя и Александрии есть) и от веры во Христа Спасителя, Воскресшего из мёртвых (эту веру так же исповедают все иерархи, объявленные Г. Максимовым «еретиками и раскольниками»). А значит, отрицать у них спасительное действие благодати равносильно хуле на Святого Духа!
В-четвертых, неприятно, что разделения, возникающие из-за споров по административно-территориальным вопросам, представляют как нечто значимое для самого вероучения и имеющее «сотериологический» смысл [Сотериология – учение о спасении, т. е. об условиях искупления и спасения христианина]. Древние расколы Церквей, происходившие из-за каких-то действительно религиозных вопросов (пусть и на деле несущественных, наподобие перстосложения при совершении крестного знамения), хотя бы имели отношение к самой сути религии. Сейчас все споры ведутся вокруг власти, вокруг границ Поместных Церквей. Спор о куске земли стал значимым для нашей веры? – Не согласен!
В-пятых, особенно неприятно, что на волне сопротивления Константинополю наверх начали «всплывать» откровенно «зилотские» кадры, т.е. радикальные противники любых преобразований в Церкви (перевод богослужения на живой язык, реформа календаря, обновление догматического языка, диалог с нехалкидонитами и католиками и т.д.). Лица, которые тянут Православие в сторону катакомбных расколов греков-старостильников, сегодня оказывают влияние на церковную политику. Это превратит православие в безжизненное болото, которое засосет в себя весь наш «культовый антиквариат»: «Музей православной культуры» окажется на дне мутного болота «старостильнических» движений.
В-шестых, я не прошу, а просто требую, чтобы наша иерархия, наконец, открыла реальную площадку для дискуссии внутри церковной среды. У нас-то как? Чуть что высказал против «генеральной линии партии», сразу снимают с руководящих и преподавательских постов, а дальше – пиши себе в своих блогах, а мы тебя просто «не видим». Происходит серьезное расслоение церковной среды. Признаюсь, что «левое крыло» грешит тем же, т.е. не замечает ни «умеренных», ни «радикально правых». Но ведь задача иерархии именно в том и состоит, чтобы не дать им разделиться на замкнутые в себе внутренние секты, а убедить их уважать и слышать друг друга.
Архимандрит Феогност (Пушков),
священник Луганской епархии УПЦ (МП), кандидат богословия, магистр теологии"
отсюда