?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Русская Голгофа
СУПчика хочится
kalakazo
Известно, что жизненный крест не выбирают
и Господь даёт каждому свой особенный,
по его силам.
Хотя для живущего в России
он всегда непомерно оказывается бОльшим,
чем у средней руки парижанина
или просто среднего европейца.
Русская Голгофа – столь же всевременная спутница
нашего соотечественника
как русское бездорожье,
как русская непутёвость,
как русское одичание,
как русский бунт,
как русская печаль:
"Боже мой, как грустна наша Россия!" (Пушкин).
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post17673257/
И страх перед возвращением
младых и сильных
русских мальчиков,
посланных Борисом Годуновым учиться
на "запад солнца"
и вкусивших там
от запретного плоду
"вечно незаходимой весны",
столь же значим,
как и страх пред возвращением в Россию
спустя два столетия
у того же Владимира Печёрина.
И как тогда, так и сейчас
актуален только один способ
избежать русского креста – это "свалить",
бежать из отечьего бедлама
в европейский старческий дом,
где хоть и жизнь
для маленького человечка
вовсе не малина,
но, по крайней мере, в том же Парижске,
сидючи в мансардном скворешнике
с тазом вместо умывальника,
можно быть благодарным Господу
уже за одно то,
что ты так далеко
спрятался от всесезонной
российской азиопы
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post16401011/.
И самым удивительным на этом фоне
является опрометчивый
отказ от бегства
у самого духовно трезвого
русского пиита –
у Анны Андреевны Ахматовой:
"Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие свое,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берет ее, –
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою.
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух".
http://slova.org.ru/ahmatova/kogdavtoske/


  • 1
Как потрясающе хорошо Вы написали!

с этим ахматовским стихотворением (замечательным) не все так просто. Я сейчас уже не помню деталей, но получается, что написано оно до октября 17-го года - где-то летом или осенью ранней и связано с сугубо личным переживанием - отъездом из России Бориса Анрепа.
Хотя, вскоре именно в этой тональности начнут писать многие.
А есть и иной поэтический взгляд на эту проблему. И, видит Бог, не менее замечательный. А может быть...
Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно —

Где совершенно одинокой



Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что — мой,

Как госпиталь или казарма.



Мне все равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной — непременно —



В себя, в единоличье чувств,

Камчатским медведём без льдины,

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться — мне едино!





Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным

Мне безразлично, на каком

Непонимаемой быть встречным!





Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё — равно, и всё — едино.

Но если по дороге — куст

Встает, особенно — рябина...

(1934)




Дело не в стихотворении, мой дорогой друг, а в притнципиальном отказе от эмиграции,
каковой был и у обитателей "философского корабля" -
их просто "выперли" по письму - распоряжению Ленина,
тем самым подарив им жизнь и творчество
без русской Голгофы...

возможно, но очень часто "принципиальные отказы" имеют под собой сугубо конкретные причины. Сколько я знавал людей, привязанных к месту цепью различных обязательств.

Какими бы "личными" обстоятельствами
мотивировался отказ Анны Андреевны от эмиграции,
всё одно присутствует в её творчестве
вовсе не на потребу дня писанное
неприятие этого пути:
"Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю.
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник.
Полынью пахнет хлеб чужой."
http://www.litera.ru/stixiya/authors/axmatova/ne-s-temi.html

И тут вспоминаем Тургенева :) хлеб которого отнюдь полынью не пах и который ни заключенным, ни больным себя не чувствовал... просто имел свободу передвижения, что в России ну совсем не было очевидным и все время воспринималось как некая "измена"... хорошо, что сейчас растет поколение, для которого паспорт в кармане - это очевидность, а не акт героизма...

И тут вспоминаем Тургенева :)

прекрасный писатель...
а не обращали внимание, что он воспринимается здесь родной-инородный?
двойственно как-то

Воспринимается так кем? или это Вы "от имени группы товарищей"? Для меня он просто русский писатель. И своими современниками он так и воспринимался. А теперь будем вычислять процент "инородности"? увольте.

легко:)

все легче и легче...

Обратите внимание, как легко псевдоостроумие оборачивается интернетным хамством...

интернетным хамством...

а кто Вам предлагал "вычислять процент "инородности"?
обычная проекция.

обычная проекция...

Обычная - для Вас... если Вы говорите о восприятии "свой-чужой", то является естественным уточнить - сколько "своего", а сколько "чужого". Вот для меня "чужого" - ноль. Хотя Вы ведь употребили слово "инородец", тем самым вообще отказав Тургеневу в русскости... пусть даже в некой Вами неопределенной части.

Вы ведь употребили слово "инородец"

ну зачем передёргивать?
я сказал "родной-инородный", имея ввиду, что долгое отсутствие его на родине сказалось и на его творчестве и на мифе его личности в России.
это мое мнение, всего лишь.
ещё я сказал, что он прекрасный писатель.
в любом случае, сожалею, если невольно задел Ваши чувства.

Антоним "родному" - "неродной" или "чужой", а не "инородный", подразумевающий не отсутствие принадлежности к своему роду, а указывающий на принадлежность к какому-то другому. Мои чувства Вы задели не этим, а неуместной (как на мой вкус) развязностью, это ведь не должно быть обязательным условием общения даже на сложные темы... имхо.

На творчестве не знаю, как сказалось, кроме известного отсутствия описаний русской зимы. Вот жалко, что Пушкину паспорта не дали... и Лермонтову... тем самым мы лишились (думаю) прекрасных "италийских" стихов одного и другого... хотя бы...

Отличный портрет Тургенева
- у Федор Михалыча в "Бесах"!

"Отличный" это может сказать только тот, кто лично знал Тургенева. Мы же не имеем возможности получить собственное суждение, поэтому кагбе лучше и не начинать.

Тока справедливости ради!

Все ж Тургенев - до Дододоши не дотягивает!

Та не только романЫ пишет в Берлинах
- но ещЁ и успевает оттуда поучать наших русских попов
- как им веровать надо по канонам от Вадим Мироныча )))!

Вы прямо как в анекдоте, о чем бы ни начинали, всегда возвращаетесь к одной теме...

А если это лЮбофф!

не нужен мне берег турецкий...

как всегда согласен с Вами, любезный сосед, но все же, все же...
Так заостряя внимание на ахматовском "неприятии этого пути", мы невольно выделяем ее по сравнению с Мандельштамом, Клюевым, Хлебниковым,Кузминым, ничего подобного не артикулировавшими. Или с Волошиным, продумавшим эти же темы значительно глубже А.А., но при этом всерьез писавшим, что по его мнению Крым лучше было бы отдать немцам (в начале русской смуты).
Я безусловно считаю себя давним и безусловным поклонником Ахматовой, но, при всей поэтической изощренности, ее патриотические стихи иногда вызывают у меня двойственное чувство.
Во-первых, в силу какой-то уж слишком поверхностной прямолинейности. Уехал Анреп в Лондон, а она нет,но путь "от частного к общему" уже готов. Краток и лапидарен. Но странно в устах глубокого лирического поэта, "надевающего на правую руку перчатку с левой руки", такая бескомпромиссность в более сложных вопросах.
И во-вторых, содержательная сторона ахматовского патриотизма, увы, близка к Исаковскому:
"Не нужен мне берег турецкий,
И Африка мне не нужна.."
Я конечно утрирую и "во всем неправ", но какая-то внепоэтическая задача мной здесь чувствуется.
И это при том, что А.А. прекрасно расслаивает сложные вопросы, когда это нужно. Например,"Поэма без героя".

Re: не нужен мне берег турецкий...

Что - то Вы в последнее время ненарочито хандрите,
дорогой мой соседушко:
сама интонация, уж простите, какая - то настораживающая.
Будь я дохтором, показал бы Вас врачу,
но поскольку я не дохтур,
токмо беспомощно развожу немощными дланями...

Re: не нужен мне берег турецкий...

и то правда. Мне-то как раз и берег турецкий, и Африка очень даже показаны :)

Re: не нужен мне берег турецкий...

Так и съездили бы: хотя и у нас вскорости тёплое солнушко обещают...

Остаться без родины - это ведь тоже крест? И я думаю,не менее тяжёлый.

да-да:
*если скажет рать святая: кинь ты Русь - живи в Раю,
я скажу: не надо Рая - дайте Родину мою!* :)


вечный мотив в творчестве русских поэтов прошедшего века: и уехавших и оставшихся

"Боже мой, как грустна наша Россия!" (Гоголь)

вроде бы Пушкин сказал, прочитав "мертвые души"...

Кстати да
- и все наши русские католики
- это ведь тоже эмигранты из православия
- хотя б к примеру меневец Петр Сахаров и мн. др. )))!

кот, ты тоже эмигрант из православия?

Коты вне конфессий и юрисдикций
- и состоят в Иудо-кОтолическом Ордене!
http://community.livejournal.com/i_c_o/profile

А Артем и не знал што ли !?


  • 1