kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Categories:

Сегодня уже невозможно повторение Львовского собора 1946 года...

Из утренней почты:


Станислав Стремидловский: «Сегодня уже невозможно повторение Львовского собора 1946 года, на котором были провозглашены ликвидация Брестской унии 1596 года и присоединение к РПЦ»

Запирание Украинской греко-католической церкви в пределах трех областей Западной Украины может оказаться приемлемым для Московского патриархата. Тем более что в таком случае украинские униаты станут сложным вопросом для Католической церкви в Польше и польского правительства.

Проведение специальной военной операции России на Украине ставит сегодня вопрос, как происходящие события отразятся на украинском религиозном ландшафте. В задумчивости и католический мир. При этом, что неудивительно, особое беспокойство его вызывает судьба Украинской греко-католической церкви. О католиках латинского обряда таких переживаний нет. В конце концов, годы, прошедшие со времени воссоединения Крыма с Россией, показали, что крымские католики быстро интегрировались в российское пространство, а власти полуострова их не только не притесняли, но даже шли и на большее содействие, чем во времена украинской юрисдикции.

Греко-католики — другое дело. В Российской империи и СССР они уже переживали периоды, когда их Церковь ликвидировалась, а униатам предлагался выбор записаться в католики латинского обряда или православных. Вот и сейчас некоторые российские эксперты предлагают сыграть в ту же игру. «России на Украине нужны не территории, а люди, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе не будут доставлять проблем, — пишет геополитик Андрей Школьников. — Наиболее простой вариант решения проблемы — это исчезновение греко-католиков, как общности, идеи и смыслов. В середине XIX и в середине XX веков власти Российской империи и СССР, соответственно, расторгали унию, переводя все греко-католические приходы в подчинение РПЦ. Стоило власти России ослабнуть, тут же включалась поддержка Запада и все возвращалось обратно. Передать западно-украинские области Польше/Западу России выгодно при одном условии: Ватикан официально разрывает унию и ставит всех униатов перед выбором: католики или православные. Первые в следующем поколении становятся субэтносом поляков, вторые — русинами. Такое разделение выгодно России и Польше, но договариваться о нем придется с Ватиканом, кстати, в этом вопросе гарантиям последнего можно верить».

С одной стороны, украинские униаты давно являются головной болью Святого престола. Политически ориентированное на США руководство УГКЦ связано с Ватиканом лишь церковными делами и историческим наследием. Но, с другой стороны, Святой престол ни при каких обстоятельствах не пойдет на то, чтобы разорвать унию. По мнению протоиерея Игоря Пашменова, который до перехода в Русскую православную церковь был греко-католическим священником, рукоположенным главой УГКЦ кардиналом Мирославом Любачивским, будущее униатов определится в треугольнике Варшава — Львов — Москва. Как отметил в беседе с ИА REGNUM отец Игорь, сегодня уже невозможно повторение Львовского собора 1946 года, на котором были провозглашены ликвидация Брестской унии 1596 года и присоединение к РПЦ. «Во-первых, это сложно сделать технически, надо ведь найти инициативную группу, которая провозгласит отказ от унии, — сказал он. — Во-вторых, нет никакого смысла плодить очередную озлобленную религиозную группу, то есть повторять ошибку сталинского руководства». Гораздо проще «запереть» греко-католиков в ареале их нынешней концентрации — трех областей на Западной Украине, поскольку униатам так и не удалось на Украине, вопреки их заявлениям, серьезно продвинуться дальше этого региона.

Дело еще и в том, что сама Украинская греко-католическая церковь крайне неоднородна. Первое большое деление ее — это деление на сторонников ватиканской (латинской, даже польской) ориентации и умеренных националистов, к числу которых причисляют действующего главу УГКЦ архиепископа Святослава Шевчука. Националистическая группа руководствуется девизом «Москва нам не мать, а Ватикан не отец». Они мечтают о том, чтобы УГКЦ возглавлял не архиепископ, а полноценный патриарх, как это есть в некоторых ближневосточных униатских Церквах. Имея такой статус, уже можно Святой престол лишь ставить в известность о выборе патриарха и обходиться без Ватикана в вопросах возведения в епископы и изменений епархиальных границ. Но вместе с тем в рядах самой умеренной националистической группировки есть и внутренний раскол на тех, кто привержен старой галичанской обрядовости, которая что-то заимствовала у польского католицизма, и тех, кто в интересах экспансии на восток Украины перенимал местные обряды, что называется, «московские». И когда Украинская греко-католическая церковь будет вынуждена вернуться на свою историческую родину, Галичину, эти противоречия, скорее всего, начнут разрывать ее изнутри.

С чем придется иметь дело в итоге и Ватикану. Для него проблема украинских униатов тоже начинает приобретать внутренний характер, что связано с различными подходами к экуменическим связям с Московским патриархатом. Как пишет американский католический портал National Catholic Register, в Ватикане существует два взгляда на греко-католиков, что проявляет себя в дискуссиях между Конгрегацией по делам Восточных церквей во главе с кардиналом Леонардо Сандри и Папским советом по содействию христианскому единству во главе с кардиналом Куртом Кохом. Если Кох «уделяет приоритетное внимание отношениям с русскими православными и принимал непосредственное участие во встрече папы Франциска с патриархом Кириллом», то Сандри лоббирует интересы Украинской греко-католической церкви. И это вопрос политический. «С Московским патриархатом диалог выходит за рамки богословия, — объясняет американскому католическому порталу The Pillar сотрудник Украинского католического университета Анатолий Бабинский. — Могу привести простой пример. У Московского патриархата хорошие отношения с маронитами и другими восточными католиками в Ливане и Сирии». Что касается Украины, то Русская православная церковь в отношении греко-католиков настроена непримиримо.

В этом контексте «запирание» Украинской греко-католической церкви в пределах трех областей Западной Украины может оказаться приемлемым для Московского патриархата. Тем более что в таком случае украинские униаты станут сложным вопросом для Католической церкви в Польше и польского правительства. Начиная с 2014 года, когда в Польшу стали прибывать украинские гастарбайтеры, часть из которых начала обустраиваться на постоянное место жительство, возникла проблема их ассимиляции. Главным фактором, препятствующим этому, были и есть здешние приходы УГКЦ, священники которых открыто говорят, что только благодаря им «польские украинцы» могут сохранить свою идентичность. А она, конечно, хоть и антироссийская, но не в меньшей степени и антипольская. Впрочем, тут уже Варшава пусть сама с этим разбирается.

25 марта 2022

Станислав Стремидловский".

Подробности: https://regnum.ru/news/polit/3545100.html


P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на kalakazospb@gmail.com
Tags: СпецО, Станислав Стремидловский", УПЦ МП
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments