"Ровно сорок лет назад, 21 ноября 1982 года, в день памяти Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Георгий Шевкунов, будущий митрополит Псковский и Порховский Тихон, впервые вошёл в ворота Псково-Печерского монастыря. Его жизнь кардинально изменилась…
Как всё начиналось…
«Всё поражало меня: и дьякона с распущенными длинными волосами и красивыми орарями по плечам, и грозный наместник, и священники – пожилые и молодые, лица которых были совсем другие, чем у людей в миру…
Келья, куда меня поселили, находилась на первом этаже корпуса самого́ наместника монастыря. По соседству, как меня сразу предупредили, жил строгий казначей отец Нафанаил. Я заметил про себя, что было бы неплохо давать этим монахам имена попроще. Хорошо, что батюшку, которого мне предстояло здесь разыскать, зовут не так мудрёно – отец Иоанн…
Как же тяжело и неуютно было подниматься в такую рань, чистить зубы ледяной водой в большой умывальной комнате. Я сто раз пожалел, что приехал сюда, а ещё больше – что пообещал Богу пробыть здесь целых десять дней. И кому нужны эти ранние подъёмы? Богу? Нет, конечно! Нам? Тоже нет…
Отец Максим прочёл краткую молитву и стал распределять послушания. Мне досталась чистка выгребных канализационных колодцев. Разозлился так, что чуть не развернулся и не ушёл совсем. Но нашёл силы сдержаться…
Вечером я вновь стоял на службе и читал бесконечные имена в пухлых тетрадях-синодиках и поминальных записках, что подсовывал мне старик-монах…
Как же мне хотелось домой! А тут всё никак не удавалось встретиться с отцом Иоанном и решить с ним свои вопросы…
Я увидел незнакомый и поразивший меня мир. С отцом Иоанном мы повстречались на ходу. Тогда он показался мне обычным дедушкой, конечно, добрым, но совсем простым и не слишком интересным…
Откуда же мне было знать, что этот человек определит всю мою судьбу, станет одним из главных открытий в моей жизни и навсегда останется для меня образцом христианина, монаха и священника…
Через десять дней я, с радостным предвкушением возвращения в Москву, вышел из обители. И тут произошло то, что повергло меня в настоящий шок. Когда впервые за десять дней я оказался за монастырскими воротами, первым чувством, охватившем меня, было неудержимое желание – бросить сумки и стремглав бежать назад…
Просто всё стало другим…»
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), «Несвятые святые»"
отсюда