?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
До этого был расцвет...
Старый дед
kalakazo

Из подзамочной записи ЖЖ-друга:
"Многие, вероятно, встречали воспоминания о митрополите Никодиме (Ротове) архимандрита Августина Никитина... Очень мне пригляделся своей выпуклостью представленный, не знаю как назвать, типаж или менталитет церковного делания. Иногда даже до смеха (сквозь слезы):

Энергия владыки была неисчерпаемой. Даже одержимый сердечными недугами, он разрывался между обеими столицами. Лежа на одре болезни в Серебряном Бору, он постоянно работал с бумагами. Иногда что-то срочное нужно было отправить в Питер. И тогда начинал работать “воздушный мост”. Иеромонах Лев выезжал на архиерейской “Чайке” в Шереметьево (Шереметьево-2 тогда еще не было) и вылетал в Ленинград. Секретарь епархии протоиерей Борис Глебов встречал его в Пулково, и епархиальная “Волга” следовала к адресату. Иногда вдогонку следующим рейсом посылали кого-нибудь из иподиаконов. Затем бумаги (и отец Лев при них) возвращались в первопрестольную — к митрополиту. Бывали дни, когда иеромонах Лев делал за день две “ходки” туда и обратно. В шутку его называли аэромонахом.
Можно себе представить, сколько мог бы сделать полезных дел для Церкви митрополит Никодим, если бы дожил до эпохи факса и электронной почты! Представим себе ряды келейников, секретарей и иподиаконов, сидящих за компьютерами, как в Центре управления космическими полетами… А сотовые телефоны, а пейджеры?

Что Вам напоминает последний абзац? Прямо по Гоголю: "...по улицам курьеры, курьеры курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!"
Не правда ли, поразительная вера в бюрократическую машину. Людей не видно, одни бумаги, бумаги, курьеры... По крайней мере, мне стало многое понятно в стиле нынешнего патриарха, преданного ученика и последователя митрополита Никодима.
Еще цитаты? Предлагаю оценить парочку:

С билетом в Москву проблем никогда не было. Если на “Стрелу” все места были распроданы, начальник вокзала мог распорядиться, чтобы к составу прицепили еще один вагон. Проводники знали владыку в лицо и с радостью приветствовали именитого пассажира. Расплачиваясь за чай, митрополит оставлял на столике красненькую десятку...

…Поезд прибывает в Ленинград. На перроне владыку встречает небольшая свита; во главе — секретарь епархии протоиерей Борис Глебов. Машина ждет митрополита у центрального входа, где разрешено стоять только обкомовским “волгам”. Но отец Борис — в “доверительных отношениях” с гаишником, и тот “не замечает” архиерейский “ЗИМ”. Тем более что на автомобильном номере — буквы “ЛЕБ”. В те годы это означало принадлежность к “номенклатуре”....

...В международной кассе Аэрофлота у ОВЦС все было “схвачено”. Бывали тупиковые ситуации, когда действительно мест не было — вся бронь уже “выбрана”. И тогда аэрофлотовская кассирша “брала грех на душу” — продавала второй билет на то же место. За это ей грозил выговор, и она просила сотрудника ОВЦС: “Вы уж там за меня помолитесь!”
Владыка занимал “свое” место в салоне 1-го класса одним из первых, при всех регалиях: в белом клобуке, с панагиями, с посохом. И появлявшийся затем “двойник” с простым кейсом не решался вступать в спор с маститым “князем Церкви”. “Недоразумение” приходилось улаживать бортпроводницам, и “номенклатурщика из ЦК” пристраивали во втором салоне, но обслуживали по разряду 1-го класса...


Сколько же здесь ностальгической тоски по обкомно-номенклатурным временам, принадлежнасти хоть и с черного хода, но к избранной касте... И какая доблесть за счет других на фоне такого "естественного" морального пофигизма:

Пользуясь покровительством владыки Никодима, о. Михаил Елагин, вопреки всем запретам властей, совершал невозможное. Так, в один из дней городские власти обнаружили, что за ночь здание епархиального управления из одноэтажного превратилось в двухэтажное. Тронуть о. Михаила отцы города не решились, но зато отыгрались на строительном тресте и упрятали за решетку тех, кто выделил епархии стройматериалы помимо “фондов”. И когда о. Михаил, затеяв очередное строительство, приходил в тот же трест, то начальство, завидев “рокового” батюшку, в страхе разбегалось.
Действуя за широкой спиной владыки Никодима, о. Михаил Елагин разработал безотказную систему, суть которой доверительно излагал за праздничной трапезой в узком кругу слушателей. “Если вы задумали что-то построить на приходе, нужно “пропитать” все звенья цепочки — от сельского исполкома до обкома. Главное — не пропустить ни одного звена, иначе все рухнет. А когда все звенья “смазаны”, стройматериал завезен, рабочие на месте, раствор готов — (и тут в голосе о. Михаила звучал металл), — поить, поить и поить!”

Живя в эпоху, когда “запрещено было все, кроме того, что было разрешено особым решением ЦК”, владыка Никодим вынужден был включаться в закулисные игры, вести неофициальные переговоры, устраивать “хитрые обеды” с “нужниками” (нужными людьми), чтобы решить какое-либо дело в пользу Церкви. Он любил рассказывать историю про снабженца, который творил чудеса и мог доставать на базах любой “дефицит”.


Много говорится о том, как митрополит героически противостоял системе, но чтобы многое понять достаточно только одного абзаца:

Сталинская идеология если не налагала свою печать, то, по крайней мере, отбрасывала тень на живших под ее прессом. Владыка мог с удовольствием пересказывать эпизоды из фильма “Волга-Волга” и других подобных комедий, фальшь которых была очевидна поколению “семидесятников”. В “табельные” дни — 1 мая и 7 ноября, если на это время не приходились церковные праздники, владыка смотрел по “ящику” репортажи с Красной площади. И мы, которых тошнило от одного вида обрюзгших “хариусов” вождей, должны были сидеть у экрана, как и вся “канатчикова дача”. Впрочем, и Штирлиц не уклонялся от участия в партайтагах с партайгеноссе.

Вот так-то... Штирлиц не уклонялся... и даже оторваться не мог... Как видно не просто номенклатурное, но и идейное родство.. Кого-то тошнит? Да не так уж, как видим:

…Секретарь епархии доверительно сообщает: митрополит Антоний просил подготовить проект доклада “Миссия и евангелизация в Восточной Европе”. Он будет опубликован на самом верху — во Всемирном Совете Церквей!
Какая могла быть в те годы евангелизация в Советском Союзе? Я решил составить проект доклада “с подковыркой”. Проштудировал труды тогдашних “классиков” и выудил цитаты из ранних “творений” Маркса, Ленина и даже Фиделя (“три бороды — три составные источника”). Общий смысл цитат: верующие — тоже люди и имеют право на свободу вероисповедания. Подковырка в том, что нынешние вожди отошли от принципов своих же предшественников и подавляют эти права.


Да уж точно... "Какая тут катехизация?! Посмотри, какие поповские морды" - говаривал лет 20 назад один знакомый священник (ныне, кстати, епископ).
Напоследок вот такая цитата:

Рассуждая об эпохе Бориса Годунова, о Смутном времени, владыка вряд ли мог предположить, что где-то здесь в реке “искупается” другой Борис, после чего на Руси снова будет смута…

Я так понимаю, до этого был расцвет..."


  • 1
(Deleted comment)

Re: а почему была такая суета?

Думаю, что купюр меньшего размера у владыки никогда и не бывало ...

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Я когда-то читал воспоминания м. Питиримаа. Оттуда тоже можно почерпнуть очень много поучительного. Как владыка таможню обманывал - одно это чего стоит!
А где можно посмотреть воспоминания архимандрита Августина Никитина о м. Никодиме?

о, да, они верят, что Церковь это печатные машинки с канцелярией и чтобы сохранить всё это согласны были всегда на любые игры и компромиссы, они ведь искренне думают, что без печатных машинок и канцелярий Церкви нет...

Земная архиреова канцелярия должно быть детально отображает
канцелярии небесную.
Наши деспоты администраторы с очевидностию веруют,
что и на том свете
их ждет теплое местечко в канцелярии небесной.

Нельзя ли поинтересоваться у Вашего друга, старче...Какого цвета в те добрые времена были архиерейские "Чайки"? Черного, белого или...?

Да я и сам помню - конечно же черного...
Потом уже ЗИМы ЗИСы пошли тоже черныя.

а иного цвета, кроме черного, и быть не могло...

ну, разве что перекрашивать лично самому потом можно было.

Сытость на земле - это сытость в раю. Да, тогда был расцвет. Жаль, не жил я в ту эпоху. Тогда у МП был настоящий дефицит умных и образованных людей, и если б пойти в попы тогда, то можно было в 35 с гарантией стать архиереем. А сколько дивчин потрахивает "владыко" у себя на кооперативно-конспиративных квартирах, никого не волновало.

сколько дивчин ...

Это что - то вы хватили лишку, друг мой...

Re: сколько дивчин ...

В смысле, что "старцы" были не с дивчинами, а с юнотами?

времена истинной симфонии

Это да. Хорошо дышалось тогда умным людям.

  • 1