?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Довольно крови!
вело
kalakazo
"К Илье Ефимычу Репину давненько уже отношусь
как к доброму соседушке -
нет-нет да и загляну к нему в именьице
полюбоваться закатным светом,
пронизывающим стеклянное многоярусное
верхотурье его мастерской
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post9549113/,
а то и заглянуть ему в окошечко,
точно сам хозяин
взял да для совершения променаду вдоль заливу
только всего на полчасика и отлучился
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post9549122/.
Человеком он был, как и все художники серебряного веку,
сотканным из противоречий, и в порыве ярости
мог кидаться кипящими самоварами,
ругаться как сапожник
или просто поколачивать
и дёргать из кухаркиной головы волосья,
зато, остыв от праведного гневу,
становился ангелом во плоти.
Написав "Отказ о исповеди", "Не ждали",
"Арест пропагандиста" - живописные манифесты
чаямых афеистных перемен,
он здесь же, в Куоккале, на свои же денежки
выстроил большую деревянную церковь,
а когда революция свершилась,
в новаю землицу обетованную,
несмотря на посулы и уговоры
и простиравшую к нему свои объятия,
как зачинателю соцреализма,
возвращаться отказался:
так и продолжая жить - не тужить
в трёх верстах от советского раю.
Сын и дочь были у него наследственно
психически больными людьми,
а на самих его работах
печать тех же самых хрипа и храпа коня Бледъ -
вот-вот уже скорого и
разверзающегося пропастью
русского безумия.
Когда бываю в Третьяковке,
всегда застываю перед
невыносимой по натурализму
картиной "Иван Грозный и его сын":
царя Илья Ефимович писал с художника Мясоедова,
и тот, впоследствии, чуть не убил собственного же сына,
а царевича Иоанна - со Всеволода Гаршина,
как известно, выбросившегося в лестничный пролёт.
И вскорости я сам, своей спиною,
начинаю чувствовать новае присутствие
в галерее братьев Третьяковых -
Авраамия Балашова - старообрядного иконописца:
16 генваря 1913-го метнувшегося на Репинскую картину
с сапожным ножом: "Довольно крови!"
http://kalakazo.livejournal.com/221360.html

  • 1
//картиной "Иван Грозный и его сын" -
царя Илья Ефимович писал с художника Мясоедова -
и тот впоследствии чуть не убил собственного же сына,
а царевича Иооанна со Всеволода Гаршина,
как известно выбросившегося в лестничный пролёт//

Видать, и в самом деле сие убийство миф, коль этакая катавасия приключилась.

Да, вроде бы есть информация, что умер царевич не от удара посохом, а был отравлен...
Но эта картина - больше, чем зарисовка эпизода отечественной истории. Самодержец, собственноручно уничтожающий будущее своей династии и безумными глазами смотрящий в грядущее разрушительное и кровавое Смутное время. Именно это предчувствие национальной катастрофы и ощущается в картине.

Кстати, была в Третьяковке в 2000 выставка работ сына того самого Мясоедова, Ивана.
Мощный был живописец и фавн, красив, как дионис, изучал восточные танцы (да и женат
был на известной танцовщице Мальвине Верничи), а кончил печально: любил подделывать
деньги и паспорта (с 1938 он стал по "латышскому" паспорту "Иваном Зотовым"). Бежал
в Лихтенштейн по приглашению барона Эд.фон Фальц-Фейна, там подделал герцогские марки
и просидел в турме до 1947. Уплыл с Мальвиной на ее родину в Аргентину и вскоре умер.
А могилу его срыли в 1970-е вместе со всем кладбищем.

  • 1