?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Выплюснутая скорлупка...
Простите
kalakazo
Последняя запись в подзамочном ЖЖ bytopisatel
датируется 8 мая 2011 года - самым последним днём
"этого сладкого слова Свобода"
в жизни опального игумена Харитона Просторова.
За нею последовало 11 месяцев
пребывание в СИЗО,
в каковые никто из церковных людей
его в сей темнице не навестил,
никто не вспомнил добрым словом.
Впереди ему предстоят ещё десять лет
лагерных нар, лагерной баланды,
его ЖЖ-шного непроглаголания.
Глаголать в инете за него будут другие,
заклинательной мантрой:
"Ваше Святейшество, живите богато!"
и соборным пением "Осанна"
тому самому господину Соврамши,
каковой в Чистом
росчерком золотого пера
игумену Харитону
и предоставил выплюнутой скорлупкою
возлежать на обочине.
Поскольку дневник отца Бытописателя подзамочен,
осмеливаюсь процитировать из него только две цитаты:
"Церковная духовно-иерархическая вертикаль в МП давно уже сложилась в жесткую административную пирамиду. Организационная структура церкви превратилась в бюрократическую машину и действует по законам авторитарной системы, интересы и принцип действия которой далеко расходятся с христианскими ценностями и принципами внутреннего устройства Церкви Христовой."

"Модель церкви, которая вырисовывается из всех практических шагов года, все та же: безответственность епископа перед своей епархией, безответственность патриарха и синода перед остальной церковью, централизация управления, келейность в принятии решений, интерес к приобретению собственности и более-чем-дружба (любовь?) с государством..."

P.S. Просмотрел ЖЖ bytopisatel внимательней:
из него удалены все воспоминания о его пребывании в Оптиной,
его талантливые зарисовки "чудиков" из монасьей жизни
и вообще всё личное.
От ЖЖ Бытописателя осталась дырка от бублика...


  • 1
Когда то этот ЖЖ был совсем пустой,
счас часть записей кто-то вернул,
может быть вернут и остальное.

Edited at 2012-04-08 07:14 pm (UTC)

Его записи в кэше остались,
сейчас пролистываю с любопытством:
"Итак, уже почти 18 лет я сознательно принадлежу к РПЦ МП и никаких изменений в этом смысле не планирую. Однако по мере угасания неофитского блеска в глазах и параллельно – по мере все более глубокого врастания в систему внутрицерковных отношений (само собой, второе в немалой степени определяло первое) я стал все более реально смотреть на вещи, а со временем – и обрел некоторый, с позволения сказать, «профессиональный цинизм», в чем-то сродный юмору паталогоанатомов. Однако именно юмористический подход к окружающей действительности (в целом печальной) пособлял вашему покорному слуге в нескольких случаях не «съехать с катушек» (в таких ситуациях я частенько вспоминал бравого солдата Швейка), а в целом и сейчас здорово помогает здраво (имхо) смотреть на преисполненный надуманного пафоса мир…

Добавлю, что по основному роду занятий я – церковный бюрократ. Сижу за компом, печатаю, редактирую и подшиваю разные бумажки, 90 % из которых в общем-то никому не нужны, а процентов 30 – и откровенно вредны для Церкви, паки имхо. Но в сложившейся ситуации остается лишь «постараться расслабиться и получить удовольствие», утешая себя известной фразой: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»."
http://blogs.yandex.ru/cachedcopy.xml?f=0a6f7b89c838acec4fe47c70ef4ee6b1&i=0&m=http%3A%2F%2Fbytopisatel.livejournal.com%2F453.html&q=K3icY2RgBEIQYAJjNyDJBuY7MjAx4pFkQUhyQiTZEktLMvKLVJQySkoKrPT1kypL8gsyixNLUnP0cjLLUrPyS4vyEnP0kvNz9RkgYMeBZb9ZgbQqMXqUVIEqQxgZkICbmyPQKZy6hnoGYMCA4Sjm0qIcIaXc0pzkRH0DPUMjIyNDY0M9LTT7hTFVKAmTYdugDAKoo5SJsADNTcT4Q0mFsJOYIeLMDCzgJISDycjghhl9ucXF4kqGpq5VBhnmEXkGeX6Zqa75YeXaWfnpaI6VwKFMSYKYMMNwCgBCD5nY

Edited at 2012-04-08 07:22 pm (UTC)

"Сразу следует уточнить, что я стараюсь четко делать различие между Церковью и «церковью». Первое – Тело Христово, Богочеловеческий организм, святой и непорочный, земной купно и небесный. Второе – организационная структура, состоящая из людей с их грехами и слабостями. Но чтобы не было недоразумений, введу понятийный список (извините, если какое-то толкование покажется вам чересчур вольным):
1. Церковь – Тело Христово (далее по тексту).
2. РПЦ - Русская Православная Церковь как часть единой Вселенской (п. 1) в «земном» измерении.
3. МП – Московская Патриархия, совокупность бюрократически-номенклатурного церковного аппарата.
4. Шеф – мой непосредственный и в целом единственный начальник, личность весьма известная и крайне противоречивая, но в целом достойная скорее сочувствия (соединенного, разумеется, с уважением), чем антагонистических проявлений.
Сокращения типа СП, АП и проч., популярные на весьма обжитом мною портале-кредо, будут ясны из контекста.

Засим – у кого хватило терпения дочитать это до конца, добро пожаловать!

ПеСе. Естественно задаться вопросом – «А на фига тебе все это надо?» Так же естественно отвечу: дурацких деклараций типа толстовского «Не могу молчать!» делать не буду. Если угодно - считайте, что таким образом из-под гнета заваливших рабочий стол бумажных куч сублимируется мое невостребованное, креативное, в чем-то наивное и трепетное эго. Плевать в него не стоит: вылетит – не поймаешь…"
там же

"Обида иерархов РПЦ на «продажных журналистов» есть явление давнее и укоренившееся. Только вот стоит ли обижаться, не лучше ли задуматься о том, что первопричина всех подобных неприятностей – собственные их, иерархов, гордыня и жадность?
Гордыня: потому что наши архипастыри искренне полагают, что панагия, одеваемая на их смиренно склоненные выи, есть нечто вроде удостоверения на непогрешимость, вседозволенность и право все свои личные проблемы огульно объявлять «нападками на Церковь». Как по этому поводу горько шутил известный архимандрит из ТСЛ: «Что происходит с новопоставляемым епископом при архиерейской хиротонии? – В него вселяется бес гордости». Или, как один священник заметил: соборы Древней Церкви начинали свои определения словами «Изволися Духу Святому и нам», а указы современных архиереев так и просят преамбулы «Изволися МНЕ и Святому Духу».
Жадность: потому что это качество, изрядно свойственное духовенству вообще, в высшем его эшелоне приобретает безумно гипертрофированные размеры. Из-за чего в е-бургских разборках заработал фактор СМИ? Из-за того, что еп. Никон в своих претензиях уперся: иг. Авраам предлагал ему фиксированные ежемесячные выплаты со своего бизнеса, а преосвященный возжелал процент от доходов, типа НДС. Впрочем, примеров неумеренной архиерейской жадности не счесть и в других епархиях.
Что же делать в такой ситуации священнику или иному лицу, кому епископ соблаговолил досадить (не суть даже важно, насколько право оно в своих претензиях к архиерею)? Пытаться решить вопрос в Чистом переулке? Увы, это просто наивно, а в денежном смысле чрезвычайно разорительно. Без наработанных личных контактов с нашим Святейшеством (к примеру, как у игумений-пюхтицких «курочек») потратишь кучу денег на приношения, а толку не добьешься. Достаточно вспомнить закрытый тендер на вакантную нижегородскую кафедру, устроенный тогда еще управделами митр. Сергием: соискатели-архиереи прилежно к каждому синоду свозили ему чемоданчики с зеленым наполнением, а в итоге все остались с носом и без возмещения убытков.
Но оказалось, что гораздо проще и эффективнее потратить деньги на черно-пиар-кампанию против архиерея. Притом, заметим, первый пример подали сами иерархи в «табачном» скандале: один митрополит организовывал публикации в МК, другой инициировал издание книжки типа детектива (весьма, кстати, слабенько написанной) «Опер против святых отцов». Единственное, чего они в итоге добились: собственной опалы и жирного сального пятна на репутации всей РПЦ. Зато по проторенной дорожке двинулись в путь все, кого приперло: обозленные попы, раздраженные местные власти, недовольные коммерсанты… И то хорошо, что хоть киллеров пока не нанимают, не впадают в прямое душегубство (сомнения имеются разве что в случае с безвременной кончиной одного епископа в 1994 году)."
http://blogs.yandex.ru/cachedcopy.xml?f=0a6f7b89c838acec4fe47c70ef4ee6b1&i=2&m=http%3A%2F%2Fbytopisatel.livejournal.com%2F917.html&q=K3icY2RgBEIQYAJjNyDJBuY7MjAx4pFkQUhyQiTZEktLMvKLVJQySkoKrPT1kypL8gsyixNLUnP0cjLLUrPyS4vyEnP0kvNz9RkgYMeBZb9ZgbQqMXqUVIEqQxgZkICbmyPQKZy6hnoGYMCA4Sjm0qIcIaXc0pzkRH0DPUMjIyNDY0M9LTT7hTFVKAmTYdugDAKoo5SJsADNTcT4Q0mFsJOYIeLMDCzgJISDycjghhl9ucXF4kqGpq5VBhnmEXkGeX6Zqa75YeXaWfnpaI6VwKFMSYKYMMNwCgBCD5nY

"Итак, конспективно, в духе извечных русских вопросов:
«Кто виноват?» - зажравшиеся церковные бонзы, сиречь преосвященные архипастыри.
«Что делать?» - искать пути оздоровления внутрицерковной ситуации.
«С чего начать?» - вот с этим сложнее. В нынешнем состоянии начальственной структуры РПЦ, характеризующейся ярко выраженной административной импотенцией, пытаться наладить сколько-нибудь объективный и действенный внутренний контроль просто смешно. «Церковный суд» есть прикол для наивных неофитов. Остается лишь надеяться, что государство рано или поздно плюнет на политес и в той или иной форме возродит Совет по делам религий. Это, конечно, не панацея (и в застойные годы СДР, особенно в лице его региональных уполномоченных, отличался изрядной коррумпированностью, а уж сейчас…), но хоть как-то приструнит преосвященных беспредельщиков.
А на журналистов нечего пенять, у них работа такая. «Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет»…"
там же

"Небольшое лирическое отступление. Мне довелось быть на избиравшем нового патриарха Поместном Соборе 1990 года (разумеется, не в качестве участника, а среди обслуживающего персонала). Навсегда запомнилось, как некоторые святители после решающего тура голосования, определявшего, кто же вступит на престол святителя Петра – митр. Владимир или митр. Алексий? – выходили через алтарь трапезного храма ТСЛ прогуляться на воздухе в ожидании итогов. Мимо нас молчаливо прошествовали задумчивый митр. Филарет (Вахромеев), непроницаемый митр. Ювеналий, белый от ярости (и, добавим, «пролетевший» в предыдущем туре) митр. Филарет (Денисенко) – и, наоборот, красный как рак митр. Владимир (Сабодан)… И только митр. Алексий (Ридигер), внешне абсолютно спокойный, проходя в алтарь, остановился около нас, спросил: «Устали?» - и добавил: «Ничего не поделаешь, всем тяжело приходится…» Эффект был поразительный – о небо, иерарх со вполне человеческим, да еще и обаятельным лицом! Но можно было предполагать, каких внутренних усилий стоило такое внешнее спокойствие на разломе судьбы…
Через некоторое время «митрополитбюро» вернулось на свои места и были оглашены результаты: митр. Алексий – 166 голосов, митр. Владимир – 143. Согласитесь, победа далеко не безоговорочная. Вот эта-то дробь, 166/143, как мне кажется, накрепко засела в сознании нашего предстоятеля в ассоциативной связи со словами «Поместный Собор» и стала причиной возникновения откровенной фобии. А чем большую реальную власть в РПЦ усваивал себе наш первосвятитель, подспудно самоутверждаясь в личной непогрешимости, тем более эфемерной становилась сама идея созыва Поместного Собора."
http://blogs.yandex.ru/cachedcopy.xml?f=0a6f7b89c838acec4fe47c70ef4ee6b1&i=22&m=http%3A%2F%2Fbytopisatel.livejournal.com%2F5943.html&q=K3icY2RgBEIQYAJjNyDJBuY7MjAx4pFkQUhyQiTZEktLMvKLVJQySkoKrPT1kypL8gsyixNLUnP0cjLLUrPyS4vyEnP0kvNz9RkgYMeBZb9ZgbQqMXqUVIEqQxgZkICbmyPQKZy6hnoGYMCA4Sjm0qIcIaXc0pzkRH0DPUMjIyNDY0M9LTT7hTFVKAmTYdugDAKoo5SJsADNTcT4Q0mFsJOYIeLMDCzgJISDycjghhl9ucXF4kqGpq5VBhnmEXkGeX6Zqa75YeXaWfnpaI6VwKFMSYKYMMNwCgBCD5nY

Edited at 2012-04-08 07:36 pm (UTC)

Да - интересный был ЖЖ !

  • 1